О журнале
Выпуски журнала
Наши авторы   
Библиотека
Авторам
Контакты
Форум
Яндекс.Метрика
 
Кашапов М.М. Роль творческого мышления психолога в объяснении

Скачать полный текст статьи в PDF

Журнал
Методология и история психологии. 2008. Том 3. Выпуск 1
Раздел
Частные вопросы объяснения в психологии
Страницы
128-136
Тип
Научная статья
Заглавие
Роль творческого мышления психолога в объяснении
Авторы
Аннотация
В статье раскрыты структурно-функциональные характеристики профессионального мышления, благодаря которым опытный психолог видит в одних и тех же полученных результатах во много раз больше и глубже, чем начинающий. В структуру профессионального опыта психолога входят не только знания, умения и навыки, но и интеллектуальные способности, характеризующиеся творческим подходом к объяснению установленных феноменов. Поскольку исследователь заранее не знает, какие результаты он может получить, он выдвигает разнообразные гипотезы, и поэтому открытие нового, ранее не известного в психологии факта требует актуализации творческого потенциала исследователя. Важно обучать не самим качествам творческого мышления, а формировать способы конструирования этих качеств самими обучаемыми. Если психолог обладает такими способами, то он может легко овладеть и теми качествами, которые образуют основу его профессиональной компетентности в области интерпретации. Главным вектором в творческой работе такого профессионала является овладение технологией самосовершенствования: конструированием собственных способов творческого мышления. Основным инструментом профессионального роста является рефлексия процесса и результата выполняемой деятельности – установление проблемности (в том числе и надситуативной), формулирование проблемы, поиск и реализация творческого ее решения. Протекание процесса профессионального мышления рассмотрено на двух уровнях: ситуативном и надситуативном. Механизм перехода с ситуативного уровня мышления на надситуативный позволяет профессионалу в более полной мере актуализировать собственный творческий потенциал. Учет данного механизма способствует успешному формированию приемов надситуативного мышления как психологической основы творческого профессионального мышления.
Ключевые слова
  • объяснение
  • творческий подход к объяснению психологических феноменов
  • творческое мышление
  • проблемность
  • уровни профессионального мышления
Библиография
  • Адушева Ю.А., Кашапов М.М. Особенности творческого профессионального мышления психолога // Проблемы совершенствования высшего психологического образования / Под ред. А.В. Карпова. Ярославль, 2004. С. 29-46.
  • Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М., 1979.
  • Витгенштейн Л. Философские исследования // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. М., 1985. С. 79-128.
  • Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.
  • Гречнева Ю.Б., Огородова Т.В., Кашапов М.М. Особенности взаимосвязи творческого мышления и мотивации достижения учащихся профильных классов // Ярославский психологический вестник. 2004. Вып. 15. С. 157-160.
  • Дильтей В. Описательная психология. М., 2001.
  • Завьялова О.Ю., Огородова Т.В., Кашапов М.М. Особенности творческого мышления школьников и студентов в контексте профилизации обучения и профессионализации // Ярославский психологический вестник. 2004. Вып. 15. С. 160-161.
  • Ильенков Э. Школа должна учить мыслить // Наука и жизнь. 1984. № 8. С. 14-20.
  • Кант И. Трактаты и письма. М., 1980.
  • Кашапов М.М. Психолого-педагогический тренинг творческого мышления // Психология профессионального педагогического мышления / Под ред. М.М. Кашапова. М., 2003. С. 331-397.
  • Кашапов М.М. Особенности формирования творческого мышления профессионала // Психология способностей: Современное состояние и перспективы исследований: Материалы научной конференции, посвященной памяти В.Н. Дружинина. ИП РАН, 19-20 сентября 2005 г. М., 2005. С. 367-372.
  • Кашапов М.М. Ситуационный подход как метод исследования и формирования творческого профессионального мышления // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 3: Метод психологии / Под ред. В.В. Новикова и др. Ярославль, 2005. С. 155-166.
  • Киселева Т.Г., Кашапов М.М. Модель профессиональной компетентности психолога в соответствии со стандартами образования // Социальный психолог. 2003. № 1 (5). С. 91-94.
  • Коточигова Е.В., Киселева Т.Г., Кашапов М.М. Компетентность: понятие, виды, основные подходы к диагностике компетентности психолога // Социальный психолог. 2003. № 1 (5). С. 39-44.
  • Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995.
  • Ришар Ж.Ф. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений. М., 1998.
  • Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
  • Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.
  • Юревич А.В. Психологи тоже шутят +. М., 2005.
  • Kachapov M., Sokolova V. Entraînement vidéo comme méthode d’acquisition de l’expérience de conduite en conflits // 6-e Biennale de l’éducation et de la formation. Débats sur les recherches et les innovations. Résumés des contributions. Paris, 2002. P. 230-231.
  • Kachapov M. La mentalité pédagogigue comme la compétence essentielle du professeur // 7-e Biennale de l’éducation et de la formation. Débats sur les recherches et les innovations. Résumés des contributions. Lyon, 2004. P. 185-186.
  • Kachapov M. Régularités et mécanismes de la mentalité créatrice du professeur // 8-e Biennale de l’éducation et de la formation. Débats sur les recherches et les innovations. Résumés des contributions. Lyon, 2006. P. 174-175.
Ссылка на эту статью
Кашапов М.М. Роль творческого мышления психолога в объяснении // Методология и история психологии. 2008. Том 3. Выпуск 1. С. 128-136.

| Версия для печати |
© 2018 Методология и история психологии