О журнале
Выпуски журнала
Наши авторы   
Библиотека
Авторам
Контакты
Форум
Яндекс.Метрика
 
Карабанова О.А. Понятие «социальная ситуация развития» в современной психологии

Скачать полный текст статьи в PDF

Журнал
Методология и история психологии. 2007. Том 2. Выпуск 4
Раздел
Школа Л.С. Выготского: традиции и современность
Страницы
40-56
Тип
Научная статья
Заглавие
Понятие «социальная ситуация развития» в современной психологии
Авторы
Карабанова Ольга Александровна
Аннотация
Настоящая статья ставит своей целью рассмотреть значение и место понятия «социальная ситуация развития», предложенного Л.С. Выготским, для определения детерминант психического развития ребенка в современной психологии. Эвристичность данного понятия раскрывается в том, что с развитием фундаментального и прикладного знания в области психологии развития оно не только не устаревает и сохраняет свою актуальность, но и обогащается новым содержанием, раскрывая перспективы дальнейших исследований.
Ключевые слова
  • социальная ситуация развития
  • переживание
  • зона ближайшего развития
  • внутренняя позиция
  • социальная среда
  • системно-динамический подход
  • контекстуализм
  • оптимальная среда
  • холистический интеракционизм
  • «ниша развития»
Библиография
  • Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1987.
  • Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 1999.
  • Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  • Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 2. С. 47-57; 1979. № 4. С. 23-35.
  • Божович Л.И. О культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности // Вопросы психологии. 1988. № 5. С. 108-117.
  • Божович Л.И., Неймарк М.С. «Значащие переживания» как предмет психологии // Вопросы психологии. 1972. № 1. С. 130-134.
  • Венгер А.Л., Слободчиков В.И., Эльконин Б.Д. Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б. Эльконина // Вопросы психологии. 1988. № 3. С. 20-30.
  • Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Избранные психологические исследования. М., 1956.
  • Выготский Л.С. Проблема возраста // Психология. М., 2000.
  • Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.-Воронеж, 1998.
  • Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982.
  • Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2004.
  • Карабанова О.А. Социальная ситуация развития: структура, динамика, принципы коррекции. Дис. д-ра психол. наук. М., 2002.
  • Коул М. Социально-психологический подход к психологии обучения. М., 1989.
  • Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М., 1997.
  • Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000.
  • Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
  • Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
  • Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
  • Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995.
  • Перре-Клермон А.Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М., 1991.
  • Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992.
  • Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
  • Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 37-50.
  • Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1994.
  • Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 76-82.
  • Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 5-16.
  • Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989.
  • Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1989.
  • Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. Томск, 1992.
  • Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). М., 1994.
  • Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  • Эриксон Э. Детство и общество. М., 1995.
  • Ainsworth M.D.S. Attachment: Retrospect and prospect // The place of attachment in human behavior / Ed. by C.M. Parkers, J. Stevenson-Hinde. N.Y., 1982.
  • Baumrind D. Rearing competent children // Child development today and tomorrow / Ed. by W. Dammon. S-Fr., 1989.
  • Bolles C. Reinforcement, expectancy and learning // Developmental Review. 1972. V. 79. P. 394-409.
  • Bowlby J. A secure base: Parent-child attachment and healthy human development. N.Y., 1988.
  • Bronfenbrenner U. The ecology of developmental processes // Handbook of Child Psychology. 5-th ed. Vol. 1. Theoretical Models of Human Development / Ed. by W. Damon, R.M. Lerner. N.Y., 1998. P. 993-1028.
  • Bruner J.S. The Culture of Education. Cambridge, MA, 1996.
  • Crittenden P. Approach to Continuity and Change in Pattern of Attachment // The Organization of Attachment Relationships. Maturation, Culture and Context / Ed. by P. Crittenden, A. Claussen. N.Y., 2000.
  • Fischer K.W. A theory of cognitive development: The control and construction of hierarchies of skills // Psychological Review. 1998. V. 87. P. 477-531.
  • Ford D.H., Lerner R.M. Developmental systems theories: An integrative approach. Newbury Park, 1992.
  • Harris J.R. Where is the child environment? A group socialization theory of development // Psychological Review. 1995. Vol. 102. N 3. P. 458-489.
  • Lerner R.M. Children and adolescents as producers of their own development // Developmental Review. 1982. V. 2. P. 342-370.
  • Lerner R.M., Fisher C.B., Weinberg R.A. Toward a science for and of the people: promoting civil society through the application of developmental science // Child Psychology. 2000. V. 71. N 1. P. 11-20.
  • Maccoby E.E. The role of parents in socialization of children: An historical overview // Developmental Psychology. 1992. V. 28. P. 1006-1017.
  • Mahler M.S., Pine F., Bergman A. The psychological birth of human infant. L., 1975.
  • Magnusson D., Stattin K. Person-context interaction theories // Handbook of Child Psychology. 5-th ed. Vol. 1. Theoretical Models of Human Development / Ed. by W. Damon, R.M. Lerner. N.Y., 1998. P. 685-759.
  • Rogoff В. Children’s guided participation and participatory appropriation in sociocultural activity // Development in context / Ed. by R.H. Wozniak, K.W. Fisher. Hillsdale, NJ., 1993. P. 121-153.
  • Valsiner J. Culture and the Development of Children’s Action: A Cultural-Historical Theory of Developmental Psychology. N.Y., 1987.
  • Wertch J.V. Vygotsky and the social formation of mind. Cambridge, MA., 1985.
  • Wohlwill J.F. The study of behavioral development. L., 1973.
Ссылка на эту статью
Карабанова О.А. Понятие «социальная ситуация развития» в современной психологии // Методология и история психологии. 2007. Том 2. Выпуск 4. С. 40-56.

| Версия для печати |
© 2018 Методология и история психологии