<< К содержанию выпуска
Журнал | Методология и история психологии |
Год | 2018 |
Выпуск | 2 |
Страницы | 143–149 |
Раздел | История зарубежной психологии |
Тип | Научная статья |
DOI | 10.7868/S1819265318020097 |
|
|
Для цитаты | Гоклениус Р. (ред.). (2018). ΨΥΧΟΛΟΓΙΑ: то есть о совершенстве человека, о духе и, в первую очередь, о возникновении его в рассуждениях и спорах некоторых богословов и философов нашего века… // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 143–149. |
ΨΥΧΟΛΟΓΙΑ: то есть о совершенстве человека, о духе и, в первую очередь, о возникновении его в рассуждениях и спорах некоторых богословов и философов нашего века…
Рудольф Гоклениус, профессор логики в Марбурге, в 1590 году выпустил в свет сборник небольших трактатов под общим названием: «ΨΥΧΟΛΟΓΙΑ: то есть о совершенстве человека, о духе и, в первую очередь, о возникновении его…». Публиковавшиеся в этом издании богословы и философы были в основном современниками Гоклениуса, некоторые из них – его коллегами и даже близкими друзьями. Написанная дюжиной авторов книга не выглядит нагромождением текстов, каким‑то теологическим попурри, напротив, общий метод схоластического рассуждения и одна и та же проблема, рассматриваемая каждым из ученых, часто использующих сходные доводы, обеспечивая аналитическую строгость, равно как и единство подхода, делают эту оригинальную вещь связным целым. Выпущенная в самом конце эпохи Возрождения в протестантской Германии незадолго до Тридцатилетней войны, ΨΥΧΟΛΟΓΙΑ сочетает рассуждение от противного и перипатетическую онтологию Средневековья с пышной риторикой раннего Барокко; ее сложная полифоническая структура может напомнить нам материалы современной конференции. В своем напыщенном введении, которое, следуя обычаю времени, принимает форму письма важному лицу, Гоклениус, как бы живущий в более терпимом мире, стремится стать над схваткой как номиналистов и реалистов, так и протестантов и католиков. За его посвятительным письмом следуют стихотворения, служащие эпиграфами к основному тексту. Сочиненные специально по случаю другом, они прославляют педагогические достоинства книги и призывают юношество изучать Гоклениуса. Итак, Гоклениус считает, что «созерцание природы духа» может вывести к познанию архетипов, т.е. первоформ, непосредственно из божественного источника. Ярчайший свет, в котором выставлены архетипы, отсылает нас к знаменитой аллегории пещеры из «Государства» Платона (Resp VII, 514a–521b). Весь пассаж проникнут платонизмом: Бог как ректор небесной Академии, верховный просветитель, и / или Бог как работник (демиург) в мастерской мира?
|
|