Методология и история психологии
Селиванов В. В. (2018). Субъектная теория мышления
<< К содержанию выпуска

ЖурналМетодология и история психологии Год2018 Выпуск2 Страницы33–46
РазделЮбилей А. В. Брушлинского ТипНаучная статья DOI10.7868/S1819265318020036
Для цитатыСеливанов В. В. (2018). Субъектная теория мышления // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 33–46.




Субъектная теория мышления


В работе рассматриваются основные положения теории А. В. Брушлинского мышления как процесса. Разработка процессуальных характеристик мыслительной активности наряду с операционными и формальными способствовала синтезу этой теории с новой субъектной парадигмой в психологии. В рамках данной субъектной парадигмы категория «субъект» является более широкой, чем категория «личность», личностное является частью субъекта. Современное развитие процессуальной теории мышления привело к выделению восьми компонентов мыслительной активности, от подвижных процессов до субъектных и метакогнитивных свойств. Показано, что процессуальная теория мышления А. В. Брушлинского является субъектной теорией. Субъект проявляется в мышлении через выдвижение прогнозов искомого, формирование мотивации мышления, осознание мыслительного процесса, регуляцию мыслительной активности, постоянное изменение когнитивного плана и микроизменение особенностей личности, творчество. Асубъектность мышления приводит к большинству базовых психических патологий, которые проявляются в перераспределении субъектности с личности на ее части, страху асубъектности, к виктимности – поведению в качестве жертвы, снижению самостоятельности, самодостаточности и т.д. Выдвигается обоснованная экспериментально и теоретически гипотеза о том, что в ходе собственного функционирования субъект через мышление оказывает воздействие на личностные структуры, приводит к их изменениям, динамике. Субъект способен развивать личность (личностное), используя два наиболее мощных средства – деятельность и мышление.

Ключевые слова: субъект мышления; мышление как процесс; мышление как деятельность; анализ через синтез; мыслительная активность


Библиография
  • Барабанщиков В. А. (2002). Восприятие и событие. СПб.: Алетейя.
  • Барабанщиков В. А. (2006). Психология восприятия: организация и развитие перцептивного процесса. М.: Когито‑центр; Высшая школа психологии.
  • Барабанщиков В. А. (2016). Динамика восприятия выражений лица. М.: Когито‑центр.
  • Брушлинский А. В. (1977). О природных предпосылках психического развития человека. М.: Знание.
  • Брушлинский А. В. (1979). Мышление и прогнозирование. М.: Мысль.
  • Брушлинский А. В. (1981). Проблема общественного–индивидуального в психике человека и культурно‑историческая теория // Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология / отв. ред. В. В. Давыдов. М.: НИИ ОПП АПН СССР. С. 31–37.
  • Брушлинский А. В. (1984). Деятельность, действие и психическое как процесс // Вопросы психологии. № 5. С. 17–29.
  • Брушлинский А. В. (2003). Психология субъекта. М.: Институт психологии РАН; СПб.: Алетейя.
  • Васильев И. А. (1998). Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности // Психологический журнал. № 4. С. 49–60.
  • Васильев И. А. (2009). От методологической независимости к взаимозависимости // Методология и история психологии. Вып. 4. С. 60–72.
  • Васильев И. А., Поплужный В. Л., Тихомиров O. K. (1980). Эмоции и мышление. М.: МГУ.
  • Величковский Б. Б. (2014). Позиционные эффекты в рабочей памяти // Экспериментальная психология. № 2. С. 26–36.
  • Величковский Б. Б. (2017). Функциональная организация рабочей памяти: Дис. … доктора психол. наук. М.: ИП РАН.
  • Гудкова М. В. (2011). Характеристики критического мышления субъекта при решении социальных задач: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Казань: КФУ.
  • Журавлев А. Л. (2004). Психология управленческого взаимодействия. М.: Институт психологии РАН.
  • Леонтьев А. Н. (1975). Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат.
  • Панов В. И. (2014). Экопсихология: парадигмальный поиск. М.; СПб.: Нестор‑История.
  • Персиянцев С. А. (2007). Соотношение уровневых характеристик процесса мышления субъекта и особенностей осознания смысловых связей: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М.: ИП РАН; СмолГУ.
  • Петренко В. Ф. (2010а). Парадигма конструктивизма в гуманитарных науках // Методология и история психологии. Вып. 3. С. 5–12.
  • Петренко В. Ф. (2010б). Основы психосемантики. М.: Эксмо.
  • Петренко В. Ф. (2010в). Многомерное сознание: психосемантическая парадигма. М.: Новый хронограф.
  • Плетеневская Н. Н. (2006). Соотношение сознательного и бессознательного компонентов при решении мыслительных задач: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М.: ИП РАН; СмолГУ.
  • Побокин П. А. (2015). Влияние средств виртуальной реальности на развитие мышления и знаний школьников по математике в ходе обучения: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Ярославль: ЯрГПУ; СмолГУ.
  • Пономарев Я. А. (1976). Психология творчества. М.: Наука.
  • Рубинштейн С. Л. (1959). Принципы и пути развития психологии. М.: АН СССР.
  • Рубинштейн С. Л. (1997). Избранные философско‑психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М.: Наука.
  • Селиванов В. В. (2003а). Вклад А. В. Брушлинского в понимание психологической природы мышления // Психологический журнал. № 2. С. 107–113.
  • Селиванов В. В. (2003б). Мышление в личностном развитии субъекта. Смоленск: Универсум.
  • Селиванов В. В. (2004). Континуально‑генетическая логика исследования психологии субъекта // Вопросы психологии. № 4. С. 138–140.
  • Селиванов В. В. (2008). Развитие теории мышления А. В. Брушлинского: современное состояние и перспективы // Психологический журнал. № 2. С. 29–40.
  • Селиванов В. В. (2016). Человек и виртуальный мир // Субъект и виртуальная реальность: психическое развитие, обучение / под ред. В. В. Селиванова. Смоленск: Издательство СмолГУ. С. 62–143.
  • Селиванов В. В. (2017). Мыслительные процессы в функциональной структуре интеллекта // Экспериментальная психология. № 2. С. 67–78.
  • Селиванов В. В., Борисов В. В., Мунерман В. И. (2012). Психологическое и математическое моделирование интеллекта // Известия СмолГУ. № 1 (17). С. 333–349.
  • Селиванов В. В., Персиянцев С. А. (2013). Когнитивная и смысловая детерминация мышления в континуально‑генетическом подходе А. В. Брушлинского // Психологический журнал. № 2. С. 50–59.
  • Селиванов В. В., Плетеневская Н. Н. (2009). Психология мышления: соотношение осознанного и неосознанного. М.: ИД «АТИСО».
  • Тихомиров О. К. (1984). Психология мышления. М.: MГУ.
  • Тихомиров О. К., Бабаева Ю. Д., Березанская Н. Б., Васильев И. А., Войскунский А. Е. (1999). Развитие деятельностного подхода в психологии мышления // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева / под ред. А. Е. Войскунского, А. Н. Ждан, О. К. Тихомирова. М.: Смысл. С. 191–234.
  • Холодная М. А. (2016). Понятийные, метакогнитивные и интенциональные способности как ресурсный фактор интеллектуального развития // Ментальные ресурсы личности: теоретические и прикладные исследования. Материалы третьего международного симпозиума / отв. ред. М. А. Холодная, Г. В. Ожиганова. М.: Институт психологии РАН. С. 26–32.
  • Элиава Н. Л. (1974). Мыслительная деятельность и установка // Исследования мышления в советской психологии / отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука. С. 3–34.