Методология и история психологии
Акопов Г. В. (2018). Психология искусства: от Л. С. Выготского к В. Ф. Петренко
<< К содержанию выпуска

ЖурналМетодология и история психологии Год2018 Выпуск1 Страницы34–45
РазделМетодология конструирования ТипНаучная статья DOI10.7868/S181926531801003X
Для цитатыАкопов Г. В. (2018). Психология искусства: от Л. С. Выготского к В. Ф. Петренко (трансценденция проектов психологии искусства в различных модусах сознания) // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 34–45.




Психология искусства: от Л. С. Выготского к В. Ф. Петренко
(трансценденция проектов психологии искусства в различных модусах сознания)


В статье последовательно рассматриваются различные проекты исследовательских направлений в психологии искусства: начиная с известной публикации Л. С. Выготского и кончая последними крупными работами в этой области, затрагиваются методологические основания и теоретические особенности этих подходов. Анализируемые проекты соответствуют постулату взаимодополнительности науки и искусства при большей или меньшей специфике объекта, предмета и методов соответствующих исследований. В качестве универсальной категории психологического анализа явлений искусства предложен концепт «сознание», обеспечивающий диахроническую трансценденцию содержательного анализа и методов психологических исследований произведений искусства. Понятийные вариации концепта «сознание» для тех или иных рассматриваемых проектов раскрываются в словосочетаниях: художественное сознание, эстетическое, творческое, коммуникативное и другие модусы сознания, а также состояния переживания, осмысления и сотворчества. Проблема социальности искусства прослеживается в функциональном плане от «общественной техники чувств» у Л. С. Выготского до политических и масс-медиа манипуляций «экономического отношения вымысла и смерти» в современных социальных практиках «реанимации» древнеримского опыта (В. А. Шкуратов). Подтверждена диалектика исторической цикличности направленности искусства: в психологическом измерении это смена эмоциональной доминанты (сопереживание, катарсис) когнитивной (идеациональной) доминантой ценностей и смыслов (В. В. Знаков, В. Ф. Петренко, В. Е. Семенов, Н. А. Хренов и др.). Бессознательное в новейших изысканиях по психологии искусства может быть органично включено в содержательный анализ художественного произведения (В. М. Аллахвердов), а также в инструментальное обеспечение релевантных искусству исследований (В. Ф. Петренко). Психосемантическое оснащение исследовательских процедур определяет универсальность соответствующего методического аппарата.

Ключевые слова: искусство; психология; художественное сознание; проекты Л. С. Выготского, В. П. Зинченко, В. Е. Семенова, В. М. Аллахвердова, В. Ф. Петренко; автор художественного произведения; текст (продукт); читатель (потребитель); восприятие; понимание; интерпретация; оценка; искусство и свобода; коммуникация; цикличность; современность


Библиография
  • Акопов Г. В. (2007). Факторы контакта и свободы в объяснении явлений сознания // Мат-лы I Всеросс. конф. «Психология сознания: современное состояние и перспективы». Самара, 29 июня – 1 июля 2007 г., Самара: Изд-во «Научно-технический центр». С. 13–15.
  • Акопов Г. В. (2009). Классическая и / или неклассическая психология сознания // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 130–136.
  • Акопов Г. В. (2010). Психология сознания. Вопросы методологии, теории и прикладных исследований. М.: Изд-во «Институт психологии РАН».
  • Акопов Г. В. (2011а). Глобализация как фактор трансформации сознания // Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики: Мат-лы V Междунар. ежегод. научно-практ. конф. Казань, 15–16 апреля 2011 г. / под. ред. С. В. Петрушина. Казань: Изд-во «Отечество». С. 14–17.
  • Акопов Г. В. (2011б). Общение: уровневая структурация // Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А. А. Бодалева. М.: Когито-центр. С. 46.
  • Акопов Г. В. (2013). Сознание и время: апология ментальности и поэтического сознания. Самара: Изд-во ВЕК#21.
  • Акопов Г. В. (2017а). Направления и формы интеграции психологических знаний в контексте развития науки // Интегративный подход к познанию психологии человека: В. Н. Панферов, В. В. Знаков, Е. Ю. Коржова и др. / под науч. ред. Е. Ю. Коржовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. С. 87–107.
  • Акопов Г. В. (2017б). Поэзия как коммуникация: психологическая оценка поэтического произведения // Актуальная психология: научный вестник. № 1. Ереван, Армения. С. 273–279.
  • Аллахвердов В. М. (2000). Сознание как парадокс. СПб.: Изд-во ДНК.
  • Аллахвердов В. М. (2001). Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. СПб.: Изд-во ДНК.
  • Бахтин М. М. (1994). Проблемы творчества Достоевского. Киев: Next.
  • Братусь Б. С., Умрихин В. В. (2011). Л. С. Выготский и А. Н. Леонтьев: личностные основания преемственности идей // Методология и история психологии. Вып. 2. С. 5–17.
  • Выготский Л. С. (1987). Психология искусства. М.: Педагогика.
  • Выготский Л. С. (2000а). Сознание как проблема психологии поведения // Л. С. Выготский. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс. С. 233–248.
  • Выготский Л. С. (200б). Психика, сознание, бессознательное // Л. С. Выготский. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс. С. 249–261.
  • Дорфман Л. Я. (1997). Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. М.: Смысл.
  • Завершнева Е. Ю. (2007). К публикации заметок Л. С. Выготского // Методология и история психологии. Вып. 4. С. 15–24.
  • Зинченко В. П. (1994). Возможна ли поэтическая антропология? М.: Изд-во Российского открытого университета.
  • Зинченко В. П. (1998). Живое знание. Психологическая педагогика. Самара: Изд-во СГПУ.
  • Зинченко В. П. (2009). Мысль, слово, образ, действие, аффект: общее начало и пути развития // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 87–112.
  • Зинченко В. П. (2010). Сознание и творческий акт. М.: Языки славянских культур.
  • Знаков В. В. (2003). Понимание произведений искусства // Психология искусства. Мат-лы Всерос. конф. Самара, 3–5 сентября 2002 г. Т. 1. Ч. 1. Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН. С. 29–33.
  • Ионесов В. И. (2011). Мультикультурализм как интеграционный процесс: модель трансформации // Креативная экономика и социальные инновации. № 1. С. 60–65.
  • Лотман Ю. М. (2010). К построению теории взаимодействия культур // Ю. М. Лотман. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб. С. 603–614.
  • Петренко В. Ф. (2010). Многомерное сознание: психосемантическая парадигма. М.: Новый хронограф.
  • Петренко В. Ф. (2011). Проблема психологии сознания // Психология сознания: современное состояние и перспективы: материалы II Всерос. науч. конф. Самара, 29 сентября – 1 октября 2011 г. Самара: ПГСГА. С. 109–125.
  • Петренко В. Ф. (2014). Психосемантика искусства. М.: Изд-во МАКС-Пресс.
  • Петренко В. Ф., Супрун А. П. (2010). «Шинель» Гоголя: христианская притча и буддийский коан // Общественные науки и современность. № 2. С. 160–166.
  • Познер Р. (2015). Рациональный дискурс и поэтическая коммуникация: методы лингвистического, литературного и философского анализа. Томск: Изд. дом Томского гос. ун-та; Дизайн-студия «Провинция».
  • Семенов В. Е. (1988). Социальная психология искусства. Л.: Изд-во ЛГУ.
  • Семенов В. Е. (2007). Искусство как межличностная коммуникация (социально-психологическая концепция) // Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН.
  • Семенов В. Е. (2015). Полиментальность и социальные ценности современной российской молодежи // Психология сознания: этно-национальные, религиозные, правовые и регулятивные аспекты: мат-лы междунар. науч. конф. Самара, 15–17 октября 2015 г. / под ред. Г. В. Акопова, Е. Л. Чернышовой, С. Г. Ихсановой. Самара: ПГСГА. С. 276–280.
  • Хренов Н. А. (2005). Социальная психология искусства: переходная эпоха. М.: Изд-во Альфа-М.
  • Шкуратов В. А. (2006). Искусство экономной смерти. Сотворение видеомира. Ростов н/Д.: Наррадигма.
  • Юревич А. В. (2005). Психология и методология. М.: Изд-во ИП РАН.
  • Ярошевский М. Г. (1987). Выготский как исследователь проблем психологии искусства. Послесловие // Л. С. Выготский. Психология искусства. М.: Педагогика. С. 292–323.