Методология и история психологии
Карицкий И. Н. (2018). Конструирование миров
<< К содержанию выпуска

ЖурналМетодология и история психологии Год2018 Выпуск1 Страницы5–14
РазделРедакционная статья ТипНаучная статья DOI10.7868/S1819265318010016
Для цитатыКарицкий И. Н. (2018). Конструирование миров // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 5–14.




Конструирование миров


Исследовано понятие конструктивизма в гуманитарных и социальных науках, прежде всего, в психологии. Показано, что представления людей конструируются на всех уровнях их организации: от биологической и нейрофизиологической до социальной и лингвистической. Указаны основные представители конструктивизма в психологии в России и за рубежом. Рассмотрены ведущие направления конструктивизма в психологии: конструктивизм в узком значении, радикальный конструктивизм, социальный конструктивизм, конструктивный реализм и другие. Более подробно проанализированы конструктивистские взгляды А. Г. Асмолова (праксиологический конструктивизм) и В. Ф. Петренко (эпистемологический конструктивизм). Раскрыто содержание статей, представленных в данном номере журнала, общей тематики конструирования миров, показано многообразие подходов к конструированию миров психологами.

Ключевые слова: конструктивизм; направления конструктивизма; социальные представления; знание; плюрализм; конструирование миров; социальная реальность


Библиография
  • Акопов Г. В. (2010). Психология сознания. Вопросы методологии, теории и прикладных исследований. М.: Изд-во «Институт психологии РАН».
  • Аллахвердов В. М. (2013). Зачем психологии нужны правила игры в науку // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». № 2. С. 2–17.
  • Асмолов А. Г. (2001). Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл.
  • Асмолов А. Г. (2008). Историко-эволюционная парадигма конструирования разнообразия миров: деятельность как существование // Вопросы психологии. № 5. С. 3–11.
  • Асмолов А. Г., Гусельцева М. С. (2016). Психология как ремесло социальных изменений: технологии гуманизации и дегуманизации в обществе // Мир психологии. № 4. С. 14–28.
  • Бергер П. Л., Лукман Т. (1995). Социальное конструирование реальности. М.: Медиум.
  • Касавин И. Т. (2008). Конструктивизм: заявленные программы и нерешенные проблемы // Эпистемология и философия науки. № 1. С. 5–14.
  • Лекторский В. А. (2015). Конструктивизм vs реализм // Эпистемология и философия науки. № 1. С. 19–26.
  • Мазилов В. А. (2006). О предмете психологии // Методология и история психологии. № 1. С. 55–72.
  • Мазилов В. А. (2014). О предмете научной психологии: утраты и обретения // Ярославский педагогический вестник. Т. 2. № 1. С. 266–270.
  • Матурана У., Варела Ф. (2001). Древо познания. М.: Прогресс-Традиция.
  • Петренко В. Ф. (1988). Психосемантика сознания. М.: Изд-во Моск. ун-та.
  • Петренко В. Ф. (2010). Парадигма конструктивизма в гуманитарных науках // Методология и история психологии. Вып. 3. С. 5–12.
  • Петровский В. А. (2010). Существует ли Я – субъект познания, воли, переживаний? // Методология и история психологии. Вып. 1. С. 136–148.
  • Улановский А. М. (2009). Конструктивизм, радикальный конструктивизм, социальный конструкционизм: мир как интерпретация // Вопросы психологии. № 2. С. 35–45.
  • Шкуратов В. А. (2009). Новая историческая психология. Ростов н/Д: ЮФУ.
  • Юревич А. В. (2015). Психологическое состояние современного российского общества: новые оценки // Вопросы психологии. № 2. С. 32–45.
  • Янчук В. А. (2005). Конструктивистский подход в социальной психологии // В. А. Янчук. Введение в современную социальную психологию. Мн.: АСАР. С. 147–161.