Методология и история психологии
Люк Х. Групповые процессы в научных исследованиях (на примере «Топологической группы» Курта Левина)
Скачать полный текст статьи в PDF

Журнал
Методология и история психологии. 2010. Том 5. Выпуск 3
Раздел
Социальная методология психологии
Страницы
77-89
Тип
Научная статья
Заглавие
Групповые процессы в научных исследованиях (на примере «Топологической группы» Курта Левина)
Авторы
Люк Хельмут
Аннотация
Отталкиваясь от мысли, что научные достижения обычно приписываются отдельным личностям, а социальные условия исследований и социально-психологический характер научных изысканий обычно недооценивается, автор показывает, что в современной науке вообще, и в психологии в частности, научные достижения являются результатом групповых процессов, и значение групповых процессов в науке усиливается. Теоретической основой изучения групповой динамики в науке является социально-психологическое понятие когерентной группы (группы единомышленников) – малой группы, члены которой непосредственно взаимодействуют друг с другом, следуют общей цели и придерживаются определенных норм. Типичными социально-психологическими процессами в когерентной группе являются лидерство, сплоченность, конформность, формирование группового чувства «Мы» и обособление от других групп. Роль групп ученых в исследованиях проблем психологии рассматривается на примере трех групп: «Психологического общества по средам» Зигмунда Фрейда, «Коры головного мозга» Оскара Пфунгста, «Топологической группы» Курта Левина (последней уделено особое внимание). Анализируя деятельность Курта Левина, автор подчеркивает, что Левин был склонен к групповому обсуждению научных идей: и в Берлинском университете вокруг него собиралась группа студентов и докторантов, и после эмиграции Левина в университете Айовы собиралась аналогичная группа студентов. Особую роль в разработке и распространении левиновских идей сыграла «Топологическая группа», которая с 1933 по 1964 год (за исключением нескольких лет во время Второй мировой войны) ежегодно встречалась на несколько дней, преимущественно в рождественские каникулы. Сравнительный анализ деятельности групп ученых вокруг Фрейда и Левина показывает, что Левин не стремился к организации собственной научной школы: коллеги и ученики Левина отмечают стимулирующую групповую атмосферу, неформальный характер и открытость группы, отсутствие жестких обязательств по отношению к идеям Левина. Выполняя роль дискуссионной площадки, которая была открыта для обсуждения идей, в том числе отличных от топологической теории, «Топологические встречи» сыграли значительную роль в разработке важных научно-исследовательских проектов современной психологии, в том числе и связанных с теоретическими и прикладными областями учения Курта Левина.
Ключевые слова
  • Курт Левин
  • Зигмунд Фрейд
  • Оскар Пфунгст
  • социальная психология науки
  • роль групповых процессов в научных исследованиях
  • стили мышления в группе
  • процессы групповой динамики в школах психологии
  • «Топологическая группа»
  • «Психологическое общество по средам»
  • «Кора головного мозга»
Библиография
  • Abresch J., Lück H.E. Der Kluge Hans, Oskar Pfungst und die Hirnrinde // H. Gundlach (Hrsg.) Arbeiten zur Psychologiegeschichte. Göttingen, 1994. S. 83-94.
  • Deutsch M., Krauss K.M. Theories in social psychology. N.Y., 1965.
  • Fleck L. Entstehung und Entwicklung einer wissenschaftlichen Tatsache. Einführung in die Lehre vom Denkstil und Denkkollektiv. Frankfurt am Main, 1980. (Erstveröffentlichung: 1935.)
  • Fölsing A. Der Mogelfaktor. Die Wissenschaftler und die Wahrheit. Hamburg; Zürich, 1984.
  • Griffith B.C., Mullins N.C. Coherent social groups in scientific change // Science. 1972. Vol. 177. N 4053. (Deutsch: Kokärente soziale Gruppen im wissenschaftlichen Wandel // P. Weingart (Hrsg.) Wissenschaftssoziologie II. Determinanten wissenschaftlicher Entwicklung. Frankfurt, 1974. S. 223-238.)
  • Guttmann A. Pfungst's Tätigkeit in der “Hirnrinde” // Oskar Pfungst zum Gedächtnis. Berlin, 1933. S. 21-24.
  • Hagstrom W.O. The Scientific Community. N.Y., 1965. (Deutsche Teilübersetzung: Segmentierung als eine Form strukturellen Wandels in der Wissenschaft // P. Weingart (Hrsg.) Wissenschaftssoziologie I. Wissenschaftliche Entwicklung als sozialer Prozeß. Frankfurt am Main, 1972.)
  • Heider F. The Life of a Psychologist. Kansas, 1983. (Deutsch: Das Leben eines Psychologen: eine Autobiographie. Bern, 1984.)
  • Jones E. Sigmund Freud. Leben und Werk. Frankfurt am Main, 1969.
  • Kuhn T.S. The structure of scientific revolutions. Chicago, 1962. (Deutsch: Die Struktur wissenschaftlicher Revolutionen (mit Postskript). 3 Aufl. Frankfurt am Main, 1978.)
  • Lück H.E. Zur Bedeutung der Gruppenprozesse für die Wissenschaftsentwicklung am Beispiel der Topology Group Kurt Lewins // Gestalt Theory. 1989. 11. S. 246-267.
  • Marrow A.D. The practical theorist. The life and work of Kurt Lewin. N.Y., 1969. (Deutsch: Kurt Lewin – Leben und Werk. Stuttgart, 1977.)
  • Masterman M. The nature of paradigm // I. Lakatos, A. Musgrave (Eds.) Criticism and the growth of knowledge. Cambridge, 1970. P. 59-89. (Deutsch: Die Natur eines Paradigmas // I. Lakatos, A. Musgrave (Hrsg.) Kritik und Erkenntnisfortschritt. Braunschweig, 1974. S. 59-88.)
  • Métraux A. Henri Piéron und die Wissenschaftspsychologie // Psychologische Rundschau. 1988. 39. S. 101.
  • Nitzschke B. (Hrsg.) Freud und die akademische Psychologie. Beiträge zu einer historischen Kontroverse. München, 1989.
  • Nunberg H., Federn E. Minutes of the Vienna Psychoanalytical Society. N.Y., 1962. (Deutsch: Protokolle der Wiener Psychoanalytischen Vereinigung. Frankfurt am Main, 1976.)
  • Pfungst O. Das Pferd des Herrn von Osten. (Der kluge Hans). Ein Beitrag experimentellen Tier- und Menschen-Psychologie. Leipzig, 1907. (Zweitauflage unter dem Titel: Der kluge Hans – ein Beitrag zur nicht-verbalen Kommunikation. Frankfurt am Main, 1977.)
  • Planck M. Wissenschaftliche Selbstbiographie. Leipzig, 1948.
  • Price D.J. de S. Little science, big science. Columbia, 1963. (Deutsch: Little Science, Big Science. Von der Studierstube zur Großforschung. Frankfurt am Main, 1974.)
  • Schmidt W. Struktur, Bedingungen und Funktionen von Paradigmen und Paradigmenwechsel. Eine wissenschafts-historisch-systematische Untersuchung der Theorie T.S. Kuhns am Beispiel der Empirischen Psychologie. Frankfurt am Main, 1981.
  • Thomae H. Psychologiegeschichte in Coping-Perspektiven // A. Schorr, E.-G. Wehner (Hrsg.) Psychologiegeschichte heute. Göttingen, 1990. S. 1-11.
  • Toulmin S. Human understanding: The collective use of concepts. Princeton, NJ, 1972. (Deutsch: Menschliches Erkennen. Frankfurt am Main, 1981.)
  • Van Elteren M. Socio-psychology and the missing links within the historiography of psychological sciences. Paper presented to the Seventh Annual Conference of Cheiron-Europe, Budapest, 4-8 September, 1988.
  • Archives of the History of American Psychology. Collection Donald K. Adams. Box 363. Folder Kurt Lewin.
  • Frank J. 1967 // Archives of the History of American Psychology. The University of Akron. Kurt Lewin Collection. Box M 944. Folder 1.
  • MacKinnon D.W. 1967 // Archives of the History of American Psychology, The University of Akron. Kurt Lewin Collection. Box M 944. Folder 1.
  • Mead M. 1967 // Archives of the History of American Psychology. The University of Akron. Kurt Lewin Collection. Box M 944. Folder 1.
  • Sears R.E. 19 Mai 1967 // Archive of the History of American Psychology. The University of Akron. Kurt Lewin Collection. Box M 944. Folder 1.
Ссылка на эту статью
Люк Х. Групповые процессы в научных исследованиях (на примере «Топологической группы» Курта Левина) // Методология и история психологии. 2010. Том 5. Выпуск 3. С. 77-89.