Методология и история психологии
Минькова Е.С. Особенности становления психологии развития в России второй половины XIX – первой трети ХХ века
Скачать полный текст статьи в PDF

Журнал
Методология и история психологии. 2010. Том 5. Выпуск 2
Раздел
Методология истории психологии
Страницы
40-48
Тип
Научная статья
Заглавие
Особенности становления психологии развития в России второй половины XIX – первой трети ХХ века
Авторы
Минькова Елена Сергеевна
Аннотация
Статья посвящена проблеме становления психологии развития в работах отечественных психологов конца XIX – начала ХХ в. Автор выделяет этапы становления психологии развития, опираясь на главный критерий – изменение методов исследования, и определяет характерные черты данной отрасли знания на каждом этапе ее существования. В статье дан сравнительный анализ динамики проблем, изучаемых психологией развития в этот период.
Ключевые слова
  • психология развития
  • главные факторы психического развития ребенка
  • динамика проблематики исследований
  • педология
  • метод наблюдения
  • метод естественного эксперимента Лазурского
  • лабораторный эксперимент
Библиография
  • Басов М.Я. Общие основы педологии. М.; Л., 1928.
  • Белокопытов М.Н. Поведение рабочего подростка. М.; Л., 1930.
  • Бехтерев В.М. Личность и условия ее развития и здоровья. СПб., 1905.
  • Блонский П.П. Педология. М., 1934.
  • В борьбе за марксистско-ленинскую педологию. Дискуссия по работам М.Я. Басова / Под ред. В. Капустина, М. Левиной. М.; Л., 1932.
  • Веселовская К.П. Особенности возраста октябрят. Л., 1927.
  • Вессель Н.Х. Опытная психология в применении к воспитанию и обучению. СПб., 1862.
  • Выготский Л.С. Педология подростка. М., 1929.
  • Выготский Л.С. Основы педологии. Л., 1935.
  • Ельницкий К.В. Воспитание и обучение в семье и школе. СПб., 1898.
  • Залкинд А.Б. Педология в СССР. Доклад на Первом педологическом съезде. По стенограмме. М., 1929а.
  • Залкинд А.Б. Половое воспитание юных пионеров. М.; Л., 1929б.
  • История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России. M., 1990.
  • Каптерев П.Ф. Педагогическая психология. СПб., 1883.
  • Корнилов К.Н. Методика исследования ребенка раннего возраста. Руководство для педагогов и врачей. М., 1921.
  • Корнилов К.Н. Современная психология и марксизм. Л., 1924.
  • Лазурский А.Ф. Естественный эксперимент и его школьное применение. Пг., 1918.
  • Ланге Н.Н. Душа ребенка в первые годы жизни. СПб., 1892.
  • Марцинковская Т.Д. История возрастной психологии. М., 2004.
  • Нечаев А.П. Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения. СПб., 1901.
  • Нечаев А.П. Руководство к экспериментально-психологическому исследованию детей дошкольного и школьного возраста. М., 1925.
  • Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. Дубна, 1995.
  • Опыт объективного изучения детства / Под. ред. М.Я. Басова; предисловие К. Корнилова. Л., 1924.
  • Петровский А.В. Психология и время. СПб., 2007.
  • Рабочий подросток в борьбе за здоровые социальные кадры / Под ред. В.Н. Иванова. Л., 1934.
  • Россолимо Г.И. Психологический профиль. Количественное исследование психических процессов в норме и патологии. Методика. СПб., 1910.
  • Румянцев Н.Е. Педология (наука о детях). СПб., 1910.
  • Рыбников Н.А. Методы изучения ребенка. Орел, 1923.
  • Рыбников Н.А. Крестьянский ребенок. Очерк по педологии крестьянского ребенка. М., 1930.
  • Сикорский И.А. Психологические основы воспитания и обучения. Киев, 1909.
  • Симонович Я.М. Сравнение периодов ин диви дуального развития ребенка с эпохами человечества. СПб., 1884.
  • Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. СПб., 1867.
  • Холл С. Инстинкты и чувства в юношеском возрасте. СПб., 1913.
  • Холл С. Социальные инстинкты у детей и учреждения для их развития. Пг., 1920а.
  • Холл С. Эволюция и воспитание чувства природы у детей. Пг., 1920б.
  • Юркевич П.Д. Чтения о воспитании. М., 1865.
Ссылка на эту статью
Минькова Е.С. Особенности становления психологии развития в России второй половины XIX – первой трети ХХ века // Методология и история психологии. 2010. Том 5. Выпуск 2. С. 40-48.