Методология и история психологии
Войскунский А.Е., Аветисова А.А. Традиционные и современные исследования игрового поведения
Скачать полный текст статьи в PDF

Журнал
Методология и история психологии. 2009. Том 4. Выпуск 4
Раздел
Развитие идей О.К. Тихомирова в современных исследованиях представителей его школы
Страницы
82-94
Тип
Научная статья
Заглавие
Традиционные и современные исследования игрового поведения
Авторы
Войскунский Александр Евгеньевич
Аветисова Анастасия Александровна
Аннотация
В историческом и современном планах рассмотрены исследования игрового поведения, проведенные в разные годы в рамках школы О.К. Тихомирова. Особенно подробно описываются исследования игрового поведения, выполненные с применением компьютерных игр. Начало таким исследованиям положено в середине 1980-х гг. Представлены также новые научные данные: недавно выполненное факторное исследование имплицитных знаний, имеющихся у компьютерных игроков – геймеров. Предполагалось, что игрокам известны распространенные возражения против геймерства и при этом у них могут оказаться собственные взгляды на этот предмет. Предположение подтвердилось: в исследовании с участием 395 геймеров была вскрыта бытующая у геймеров весьма сложно организованная система представлений по этому поводу. Она включает как знание о негативных последствиях геймерства, так и ряд других факторов (когнитивных, эмоциональных и др.), которые, по-видимому, перевешивают для геймеров знания о негативных последствиях увлечения компьютерными играми.
Ключевые слова
  • психология компьютеризации
  • игра
  • школа О.К. Тихомирова
  • геймер
  • компьютерная игра
  • имплицитные знания
Библиография
  • Аветисова А.А., Войскунский А.Е. Игровая деятельность посредством компьютерных технологий: основные направления исследования // Вопросы информатизации образования. 2006. Вып. 4. [http://www.npstoik.ru/vio/inside.php?ind=articles&article;_key=107]
  • Азарян А.Г. Регуляционное влияние прошлого опыта субъекта на его творческую деятельность: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1989.
  • Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Специфика психологических методов в условиях использования компьютера. М., 1995.
  • Бабанин Л.Н. Компьютерная методика исследования совместной деятельности // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 6. C. 96-102.
  • Бабанин Л.Н, Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет в психологическом исследовании // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2003. № 3. С. 79-96.
  • Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Психологические исследования, опосредствованные применением Интернета // Эксперимент и квазиэксперимент в психологии / Под ред. Т.В. Корниловой. СПб., 2004. С. 214-233.
  • Бек Дж., Уэйд М. Доигрались! Как поколение геймеров навсегда меняет бизнес-среду. М., 2006.
  • Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр // Вопросы психологии. 1993. № 3. С. 62-69.
  • Бредихина М.В. Педагогическая профилактика игровых зависимостей у подростков в общеобразовательном учреждении: автореф. дис. канд. пед. наук. Н. Новгород, 2007.
  • Васильев И.А. Стратегическое мышление в сложных областях реальности // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 1. М., 2002. С. 102-118.
  • Васильев И.А., Митина О.В., Кобанов В.В. Влияние различных типов мотивации и самоуправления личности на продуктивность мыслительной деятельности // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 4. С. 38-49.
  • Виноградов Ю.Е. Эмоциональная активация в структуре мыслительной деятельности // Психологические исследования творческой деятельности / Под ред. О.К. Тихомирова. М., 1975. С. 50-87.
  • Войскунский А.Е. Групповая игровая деятельность в Интернете // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 1. С. 126-132.
  • Войскунский А.Е. От психологии компьютеризации к психологии Интернета // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2008. № 2. С. 140-153.
  • Войскунский А.Е., Аветисова А.А. О психологической диагностике игровых и образовательных интернет-ресурсов (на материале ресурсов для дошкольников) // Общественные трансформации и киберпространство: междисциплинарные исследования. Сборник научных статей / Под ред. Н.В. Борисова, А.В. Чугунова. СПб., 2009. С. 132-151.
  • Войскунский А.Е., Митина О.В., Аветисова А.А. Общение и «опыт потока» в групповых ролевых интернет-играх // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 5. С. 47-63.
  • Войскунский А.Е., Митина О.В., Аветисова А.А. Феномен переживания опыта потока в групповых ролевых играх, опосредствованных Интернетом (на материале деятельности французских игроков) // Когнитивные исследования / Отв. ред. В.Д. Соловьев. М., 2006. С. 207-224.
  • Горвиц Ю.М. Развивающие игровые программы для дошкольников // Информатика и образование. 1990. № 4. С. 100-106.
  • Губанов А.В. Виды преобразований интеллектуальной деятельности в условиях диалога с компьютером: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1990.
  • Демильханова А.М. Влияние виртуальной реальности на образ Я (на примере ролевых компьютерных игр): автореф. дис. канд. психол. наук. Ярославль, 2009.
  • Евстигнеева Ю.М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2003.
  • Иванов М.С. Особенности самореализации личности в компьютерной игровой деятельности: автореф. дис. канд. психол. наук. Кемерово, 2005.
  • Исайкина М.А. Компьютерные игры как средство формирования иноязычной речевой деятельности младших школьников: автореф. дис. канд. пед. наук. Саратов, 2004.
  • Колотилова И.В. Индивидуально-психологические характеристики подростков, увлеченных ролевыми компьютерными играми: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2009.
  • Корнилова Т.В., Белавина И.Г. Использование «советов» ЭВМ при решении мыслительных задач // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1978. № 3. С. 52-62.
  • Корнилова Т.В., Тихомиров О.К. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М., 1990.
  • Крогиус Н.В. К психологии конфликтной деятельности // «Искусственный интеллект» и психология / Под ред. О.К. Тихомирова. М., 1976. С. 270-298.
  • Литвиненко О.В. Психологические детерминанты компьютерной игровой зависимости и особенности ее психопрофилактики: автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 2008.
  • Лысенко Е.Е. Игра с ЭВМ как вид творческой деятельности: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1988.
  • Мурахвери В. Шахматы на службе психологии // «64» (Еженедельное приложение к газете «Советский спорт»). 1976. № 7 (398).
  • Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. М., 1997.
  • Рыженко С.К. Психологическое воздействие на игровую компьютерную зависимость младших подростков: автореф. дис. канд. психол. наук. Краснодар, 2009.
  • Телегина Э.Д. Виды и функции гипотез в структуре мыслительной деятельности // Психологические исследования творческой деятельности / Под ред. О.К. Тихомирова. М., 1975. С. 23-49.
  • Терехов В.А., Васильев И.А. К анализу процессов целеобразования // Психологические исследования творческой деятельности / Под ред. О.К. Тихомирова. М., 1975. С. 100-142.
  • Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969.
  • Тихомиров О.К., Белавина И.Г. Интеллектуальная деятельность в условиях «диалога» с ЭВМ // Психологические механизмы целеобразования / Под ред. О.К. Тихомирова. М., 1979. С. 11-45.
  • Тихомиров О.К., Лысенко Е.Е. Психология компьютерной игры // Новые методы и средства обучения. Вып. 1. М., 1988. С. 30-66.
  • Тихомиров О.К., Райков В.Л., Березанская Н.Б. Об одном подходе к исследованию мышления как деятельности личности // Психологические исследования творческой деятельности / Под ред. О.К. Тихомирова. М., 1975. С. 143-204.
  • Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1991. № 3. С. 27-39.
  • Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 1. С. 86-102.
  • Шмелев А.Г. Мир поправимых ошибок // Компьютерные игры. Обучение и психологическая разгрузка. 1988. Вып. 3. С. 27-39.
  • Шувалова Н.Ю., Войскунский А.Е., Гусев А.Н., Батенова Ю.В., Полутина Н.С. К вопросу о развитии познавательной активности у старших дошкольников в процессе компьютерной игры // Психология и школа. 2008. № 1. С. 60-64.
  • Voiskounsky A.E., Mitina O.V., Avetisova A.A. Communicative Patterns and Flow Experience of MUD Players // International Journal of Advanced Media and Communication. 2005. Vol. 1. N 1. P. 5-25.
  • Voiskounsky A.E., Mitina O.V., Avetisova A.A. Gamers’ Implicit Knowledge on the Psychological Influencе of Game-Playing // Lecture Notes in Computer Science. 2009. Issue 5621. P. 632-640.
Ссылка на эту статью
Войскунский А.Е., Аветисова А.А. Традиционные и современные исследования игрового поведения // Методология и история психологии. 2009. Том 4. Выпуск 4. С. 82-94.