Методология и история психологии
Володарская Е.А. Науковедческий анализ научной школы О.К. Тихомирова
Скачать полный текст статьи в PDF

Журнал
Методология и история психологии. 2009. Том 4. Выпуск 4
Раздел
Школа О.К. Тихомирова в контексте отечественной и мировой психологии
Страницы
28-44
Тип
Научная статья
Заглавие
Науковедческий анализ научной школы О.К. Тихомирова
Авторы
Володарская Елена Александровна
Аннотация
В статье рассматривается история становления и развития научной школы, созданной в психологии О.К. Тихомировым. Анализируется соответствие особенностей данного объединения ученых общим характеристикам научных школ, выделенным в науковедении. Представлена исследовательская программа, раскрыты социально-научная ситуация функционирования и психологические признаки научной школы О.К. Тихомирова.
Ключевые слова
  • научная школа
  • школа – исследовательский коллектив
  • направление в науке
  • исследовательская программа
  • предметно-логические факторы развития научной школы
  • социально-научная ситуация функционирования школы
  • психологические характеристики научной школы
  • личность главы научной школы
Библиография
  • Азарян А.Г. Регуляционное влияние прошлого опыта субъекта на его творческую деятельность: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1989.
  • Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г. Психология науки. М., 1998.
  • Анохин П.К. Верю таланту // Наука сегодня / Под ред. С.Р. Микулинского. М., 1969. С. 255-260.
  • Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Специфика психологических методов в условиях использования компьютера. М., 1995.
  • Арестова О.Н. Мотивация мыслительной деятельности в условиях компьютерного психологического эксперимента: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1988.
  • Бабаева Ю.Д. Целеобразование в интеллектуальной деятельности в условиях диалога с ЭВМ: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1979.
  • Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Кобелев В.В., Тихомиров О.К. Диалог с ЭВМ: психологические аспекты // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 16-28.
  • Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 1. С. 89-100.
  • Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Одаренный ребенок за компьютером. М., 2003.
  • Бабанин Л.Н. Психологическая методика как предмет общепсихологического анализа // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Вып. 2 / Под общ. ред. Б.С. Братуся, Е.Е. Соколовой. М., 2006. С. 177-202.
  • Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет в психологическом исследовании // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2003. № 3. С. 79-96.
  • Белавина И.Г. Применение ЭВМ в режиме диалога для экспериментально-психологического исследования мышления: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1981.
  • Березанская Н.Б. Непроизвольные компоненты целеобразования: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1978.
  • Бибрих Р.Р. Исследование видов целеобразования: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1978.
  • Богданова Т.Г. Целеобразование при различной мотивации: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1978.
  • Боярский П.В., Гаврюшин Н.К. Научная школа как коллективное творческое сознание // Школы в науке. М., 1977. С. 354-362.
  • Бреслав Г.М. Критический анализ информационного кибернетического подхода к исследованию эмоций (о путях изучения эмоций): автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1977.
  • Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. М., 1980.
  • Виноградов Ю.Е. Эмоциональная активация в структуре мыслительной деятельности человека: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1972.
  • Войскунский А.Е. Психология компьютеризации – история и современность // Творческое наследие А.В. Брушлинского и О.К. Тихомирова и современная психология мышления (к 70-летию со дня рождения). Тезисы докладов научной конференции, ИП РАН, 22-23 мая 2003 г. М., 2003. С. 207-212.
  • Войскунский А.Е. Психологические исследования деятельности человека в Интернете // Информационное общество. 2005. № 1. С. 36-41.
  • Войскунский А.Е., Петренко В.Ф., Смыслова О.В. Мотивация хакеров: психосемантическое исследование // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 1. С. 104-118.
  • Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Роль мотивации «потока» в развитии компетентности хакера // Вопросы психологии. 2003. № 4. С. 35-43.
  • Володарская Е.А. Научная школа как объект идентификации ученых. М., 1996.
  • Гарбер И.Е. Психологические последствия компьютерной личностной психодиагностики: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1994.
  • Гасилов В.Б. Научная школа – феномен и исследовательская программа науковедения // Школы в науке. М., 1977. С. 119-152.
  • Губанов А.В. Виды преобразований интеллектуальной деятельности в условиях диалога с компьютером: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1990.
  • Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М., 2000.
  • Гурьева Л.П. Умственная деятельность в условиях автоматизации: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1973.
  • Джакупов С.М. Целеобразование в совместной деятельности: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1985.
  • Зиновиева И.Л. Влияние уверенности на организацию мыслительной деятельности: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1989.
  • Знаков В.В. Мнемические компоненты целеобразования: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1978.
  • Знаков В.В. Психология понимания и общения. М., 1994.
  • «Искусственный интеллект» и психология / Под ред. О.К. Тихомирова. М., 1976.
  • Иванов М.А. Научно-исследовательская программа как фактор регуляции межличностных отношений в первичном научном коллективе: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1982.
  • Клочко В.Е. Целеобразование и динамика оценок при решении задач: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1978.
  • Копина О.С. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности в условиях различной мотивации: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1978.
  • Корнилова Т.В. Целеобразование в «диалоге» с ЭВМ и в условиях общения: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1980.
  • Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений. М., 2003.
  • Корнилова Т.В., Тихомиров О.К. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М., 1990.
  • Ланге К.А. Классические и современные научные школы и научно-исследовательские объединения // Школы в науке. М., 1977. С. 265-274.
  • Лысенко Е.Е. Игра с ЭВМ как вид творческой деятельности: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1988.
  • Мальцене Л. Проблема идентификации и исследования развития научных школ // Bedingungen für die Entstehung und Entwicklung neuer Forschungsrichtungen. Berlin, 1989. S. 279-284.
  • Матюшкина А.А. Сравнительный анализ смыслообразования в индивидуальном и групповом мышлении: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2001.
  • Матюшкина А.А. Решение проблемы как поиск смыслов. М., 2003.
  • Матюшкина А.А. Экспериментально-диагностический подход к изучению мышления. М., 2004.
  • Методы исследования в психологии: квазиэксперимент / Под ред. Т.В. Корниловой. М., 1998.
  • Мирская Е.З. Научные школы: история, проблемы, перспективы // Науковедение и новые тенденции развития российской науки / Под ред. А.Г. Аллахвердяна, Н.Н. Семеновой, А.В. Юревича. М., 2005. С. 244-265.
  • Повякель Н.И. Влияние языков программирования на целеобразование в условиях деятельности пользователя ЭВМ: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1988.
  • Психологические исследования творческой деятельности / Под ред. О.К. Тихомирова. М., 1975.
  • Психологические исследования целеобразования / Под ред. О.К. Тихомирова. М., 1977.
  • Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. О.К. Тихомирова. М., 1979.
  • Психологические проблемы автоматизации научно-исследовательских работ / Под ред. М.Г. Ярошевского, О.К. Тихомирова. М., 1987.
  • Салихова Н.Р. Типы смыслообразования в контексте личностных ценностей. Казань, 2005.
  • Телегина Э.Д. Психологический анализ эвристик человека: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1967.
  • Терехов В.А. Исследование механизмов регуляции поиска решения задач (эвристик): автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1967.
  • Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969.
  • Тихомиров О.К. Эвристическое программирование и психология творческого мышления // Проблемы научного творчества в современной психологии / Под ред. М.Г. Ярошевского. М., 1971. С. 265-307.
  • Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984.
  • Тихомиров О.К. Психология компьютеризации: современные проблемы // Психологические проблемы создания и использования ЭВМ. М., 1985. С. 3-6.
  • Тихомиров О.К. Психология компьютеризации. Киев, 1988.
  • Тихомиров О.К. Понятия и принципы общей психологии. М., 1992.
  • Тихомиров О.К., Бабанин Л.Н. ЭВМ и новые проблемы психологии. М., 1986.
  • Тихомиров О.К., Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Общение, опосредствованное компьютером // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1986. № 3. С. 31-42.
  • Умрихин В.В. Развитие советской школы дифференциальной психофизиологии. М., 1987.
  • Человек и компьютер / Под ред. и с пред. О.К. Тихомирова. М., 1972.
  • Человек и ЭВМ / Под ред. О.К. Тихомирова. М., 1973.
  • Цукерман А.М. Образ мышления лидера как один из определяющих факторов формирования научной школы // Школы в науке. М., 1977. С. 347-353.
  • Ярошевский М.Г. Трехаспектность науки и проблемы научной школы // Социально-психологические проблемы науки. М., 1973. С. 174-184.
  • Ярошевский М.Г. Структура научной деятельности // Вопросы философии. 1974. № 11. С. 97-109.
  • Ярошевский М.Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке. М., 1977. С. 7-97.
  • Ярошевский М.Г. Программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива // Вопросы психологии. 1978. № 3. С. 40-53.
  • Ярошевский М.Г. Сеченов и мировая психологическая мысль. М., 1981.
Ссылка на эту статью
Володарская Е.А. Науковедческий анализ научной школы О.К. Тихомирова // Методология и история психологии. 2009. Том 4. Выпуск 4. С. 28-44.