Методология и история психологии
Мельникова О.Т., Хорошилов Д.А. Соотношение эпистемологической и эмпирической сторон качественного исследования
Скачать полный текст статьи в PDF

Журнал
Методология и история психологии. 2009. Том 4. Выпуск 3
Раздел
Методология качественных исследований
Страницы
96-105
Тип
Научная статья
Заглавие
Соотношение эпистемологической и эмпирической сторон качественного исследования
Авторы
Мельникова Ольга Тимофеевна
Хорошилов Дмитрий Александрович
Аннотация
В статье рассматривается проблема соотношения философского и конкретно-методического (эмпирического) уровней психологического исследования на примере качественной методологии. Основным критерием выделения качественной методологии является именно эпистемологический критерий, который в свою очередь реализуется через общий принцип интерпретации, являющийся основанием для всего комплекса аналитического инструментария. Обозначенный эпистемологический контекст позволяет перейти к рассмотрению ряда методов качественного анализа: метода матриц Майлса и Хабермана, метода обосновывающей теории Страусса и Корбин, а также дискурсивного подхода. Особое внимание уделяется связи между принципом интерпретации и объективностью анализа. Далее в статье представлена специальная гносеологическая модель, разработанная в ходе эмпирического исследования и показывающая различные уровни связей между эпистемологическими предпосылками и конкретно-практическими стратегиями качественного анализа (на примере трех обозначенных методов). Таким образом показывается сложный системный характер соотношения эпистемологической и эмпирической сторон качественного исследования.
Ключевые слова
  • методы качественного анализа
  • эпистемология психологического исследования
  • эмпирическое исследование
  • интерпретация
  • объективность анализа
  • стратегии анализа
  • метод матриц Майлса и Хабермана
  • метод обосновывающей теории Страусса и Корбин
  • дискурсивный подход
Библиография
  • Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2005.
  • Андреева Г.М. Проблема языка в социальной психологии // Психология, лингвистика и междисциплинарные связи. Сборник научных работ к 70-летию со дня рождения Алексея Алексеевича Леонтьева / Под ред. Т.В. Ахутиной, Д.А. Леонтьева. М., 2008. C. 139-188.
  • Барр В. Социальный конструкционизм и психология // Постнеклассическая психология. 2004. № 1. C. 29-44.
  • Барт Р. Структурализм как деятельность // Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989. С. 254-255.
  • Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования. М., 1997.
  • Деррида Ж. Диссеминация. М., 2007.
  • Ждан А.Н. Критика понятия прогресса // Прогресс в психологии: критерии и признаки / Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Д. Марцинковской, А.В. Юревича. М., 2009. C. 144-150.
  • Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2005.
  • Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. М., 2005.
  • Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб., 2006.
  • Мельникова О.Т. Фокус-группы: методы, методология, модерирование. М., 2007.
  • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2005.
  • Cтраусс А., Корбин Д. Основы качественного исследования. Обоснованная теория. Процедуры и техники. М., 2001.
  • Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996.
  • Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 2007.
  • Якимова Е.В. Социальное конструирование реальности: социально-психологические подходы. М., 1999.
  • Arribas-Ayllon M., Walkerdine V. Foucauldian Discourse Analysis // Handbook of Qualitative Research in Psychology / Ed. by W. Stainton-Rogers, C. Willig. L., 2008. P. 91-108.
  • Brannen J. Working qualitatively and quantitatively // Qualitative Research Practice / Ed. by C. Seale, G. Gobo, J. Gubrium, D. Silverman. L., 2004.
  • Burr V. Social constructionism. L.; N.Y., 2003.
  • Charmaz K. Constructing grounded theory: a practical guide through qualitative analysis. L., 2006.
  • Dijk T.A. Cognitive context models and discourse // Language structure, discourse and the access to consciousness / Ed. by M. Stamenov. Amsterdam, 1998. P. 189-226.
  • Flick U. Triangulation. Wiesbaden, 2008.
  • Guba E., Lincoln Y. Competing paradigms in qualitative research // Handbook of qualitative research. Thousand Oaks, CA, 1994. P. 105-117.
  • Harre R. Cognitive science: a philosophical introduction. Thousand Oaks, CA, 2002.
  • Kirk J., Miller M.L. Reliability and validity in qualitative research: qualitative research methods. Newbury Park, 1986.
  • Larkin M., Watts S., Clifton E. Giving voice and making sense in interpretative phenomenological analysis // Qualitative Research in Psychology. 2006. Vol. 3. N 2. P. 102-120.
  • Maxwell J.A. Qualitative research design: an interactive approach. Thousand Oaks, CA, 2004.
  • McLeod J. Qualitative research in counseling and psychotherapy. L., 2001.
  • Miles M.B., Huberman A.M. Qualitative data analysis. Thousand Oaks, CA, 1994.
  • Potter J., Wetherell M. Discourse and social psychology: beyond attitudes and behaviour. L., 1987.
  • Silverman D. The logics of qualitative research // Context and method in qualitative research / Ed. by G. Miller, R. Dingwall. L., 1997. P. 12-25.
Ссылка на эту статью
Мельникова О.Т., Хорошилов Д.А. Соотношение эпистемологической и эмпирической сторон качественного исследования // Методология и история психологии. 2009. Том 4. Выпуск 3. С. 96-105.