Редакция журнала "Методология и история психологии"
Сенющенков С.П. Проблема генезиса психических процессов в теории поэтапного формирования умственных действий
Скачать полный текст статьи в PDF

Журнал
Методология и история психологии. 2009. Том 4. Выпуск 2
Раздел
История отечественной психологии
Страницы
59-75
Тип
Научная статья
Заглавие
Проблема генезиса психических процессов в теории поэтапного формирования умственных действий
Авторы
Сенющенков Станислав Петрович
Аннотация
В статье рассматриваются общепсихологические аспекты концепции интериоризации, составляющей ядро теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина. Показано, что основной теоретической задачей концепции интериоризации П.Я. Гальперина было решение проблемы природы и происхождения психических процессов. Исходя из этого, анализируются основные моменты этой концепции: понятия умственного, материального, материализованного действия, содержание преобразований действия на разных этапах формирования, проблема необходимости отдельных этапов, – с тем, чтобы определить, в какой мере теория решает поставленную задачу.
Ключевые слова
  • теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина
  • интериоризация
  • материальная форма действия
  • материализованная форма действия
  • умственное действие
Библиография
  • Будилова Е.А. Философские проблемы в советской психологии. М., 1972.
  • Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное // Элементы общей психологии: Основные механизмы человеческого поведения / Под ред. К.Н. Корнилова. М., 1930. С. 48-61.
  • Гальперин П.Я. [Выступление на прениях] // Материалы совещания по психологии. Стенографический отчет // Известия АПН РСФСР. Вып. 45. М., 1953. С. 93-99.
  • Гальперин П.Я. Опыт изучения формирования умственных действий // Доклады на совещании по вопросам психологии (3-8 июля 1953 г.). М., 1954. С. 188-201.
  • Гальперин П.Я. О формировании умственных действий и понятий // Вестник МГУ. Серия экономики, философии, права. 1957a. № 4. С. 111-118.
  • Гальперин П.Я. О формировании чувственных образов и понятий // Материалы Совещания по психологии (1-6 июля 1955 г.). М., 1957б. С. 417-425.
  • Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Доклады АПН РСФСР. 1958. № 3. С. 33-38.
  • Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. М., 1959. С. 441-469.
  • Гальперин П.Я. Несколько разъяснений к гипотезе умственных действий // Вопросы психологии. 1960. № 4. С. 141-148.
  • Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
  • Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
  • Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.
  • Гальперин П.Я., Обухова Л.Ф. Процесс решения задач и проблема формирования полноценного объекта действия в уме // Доклады АПН РСФСР. 1961. № 2. С. 73-77.
  • Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Формирование начальных геометрических понятий на основе организованного действия учащихся // Вопросы психологии. 1957. № 1. С. 28-44.
  • Давыдов В.В. Образование начального понятия о количестве у детей // Вопросы психологии. 1957. № 2. С. 82-96.
  • Ильенков Э.В. Диалектика идеального // Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. С. 229-270.
  • Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
  • Карпов Ю.В., Талызина Н.Ф. Психодиагностика познавательного развития учащихся. М., 1989.
  • Леонтьев А.Н. О материалистическом, рефлекторном и субъективно-идеалистическом понимании психики // Советская педагогика. 1952. № 7. С. 50-65.
  • Ольшанникова А.Е. Формирование обобщенного умственного действия звукоразличения // Доклады АПН РСФСР. 1958. № 3. С. 59-62.
  • Подольский А.И. Формирование симультанного опознания. М., 1978.
  • Пономарев Я.А. Психика и интуиция. М., 1967.
  • Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.
  • Салмина Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. М., 1981.
  • Сенющенков С.П. Проблема интериоризации в истории отечественной психологии: дис. канд. психол. наук. М., 2009.
  • Смирнов А.А. Состояние психологии и ее перестройка на основе учения И.П. Павлова // Материалы совещания по психологии. Стенографический отчет // Известия АПН РСФСР. Вып. 45. М., 1953. С. 9-45.
  • Степанова М.А. Место теории П.Я. Гальперина в психологической концепции деятельности // Вопросы психологии. 2002. № 5. С. 28-41.
  • Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
  • Талызина Н.Ф., Карпов Ю.В. Педагогическая психология. Психодиагностика интеллекта. М., 1987.
  • Талызина Н.Ф., Николаева В.В. Зависимость формирования геометрических понятий от исходной формы действия // Доклады АПН РСФСР. 1961. № 6. С. 27-30.
  • Талызина Н.Ф., Николаева В.В. Роль внешнеречевого этапа при разной форме исходного действия в процессе формирования понятий // Доклады АПН РСФСР. 1962. № 1. С. 67-70.
  • Теплов Б.М. Об объективном методе в психологии // Материалы совещания по психологии. Стенографический отчет // Известия АПН РСФСР. Вып. 45. М., 1953. С. 49-74.
  • Шабельников В.К. Формирование быстрой мысли. Алма-Ата, 1982.
  • Эльконин Д.Б. Формирование умственного действия словоизменения и его значение для обучения грамоте // Доклады АПН РСФСР. 1959. № 3. С. 39-42.
Ссылка на эту статью
Сенющенков С.П. Проблема генезиса психических процессов в теории поэтапного формирования умственных действий // Методология и история психологии. 2009. Том 4. Выпуск 2. С. 59-75.