Методология и история психологии
Якунин В.А. Психолого-педагогические идеи Б.Г. Ананьева и их развитие на факультете психологии СПбГУ
Скачать полный текст статьи в PDF

Журнал
Методология и история психологии. 2008. Том 3. Выпуск 4
Раздел
Петербургская (Ленинградская) психологическая школа: единство многообразия
Страницы
70-84
Тип
Научная статья
Заглавие
Психолого-педагогические идеи Б.Г. Ананьева и их развитие на факультете психологии СПбГУ
Авторы
Якунин Валерий Александрович
Аннотация
Статья посвящена анализу работ Б.Г. Ананьева по вопросам педагогики и педагогической психологии, развивающих традиции русской педагогической антропологии. Рассматривается конкретное решение Б.Г. Ананьевым проблемы соотношения развития и воспитания, анализируются идеи ученого о педагогической оценке, его понимание проблем психологии и педагогики взрослых. Завершается статья обзором трудов кафедры педагогики и педагогической психологии СПбГУ (ЛГУ), развивающих психолого-педагогические идеи Б.Г. Ананьева.
Ключевые слова
  • педагогическая антропология
  • педагогика
  • педагогическая психология
  • воспитание
  • развитие
  • педагогическая оценка
  • психология и педагогика взрослых
  • антропономия
Библиография
  • Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. Л., 1935.
  • Ананьев Б.Г. Воспитание внимания школьников. Л., 1940.
  • Ананьев Б.Г. Воспитание наблюдательности школьников. Л., 1940.
  • Ананьев Б.Г. Воспитание памяти школьников. Л., 1940.
  • Ананьев Б.Г. Воспитание характера школьника. Л., 1941.
  • Ананьев Б.Г. Психологические основы культуры устной и письменной речи и ее воспитание в школе // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. 1946. Т. 53.
  • Ананьев Б.Г. Развитие воли и характера в процессе дошкольного воспитания // Исследования о новых дидактических материалах для детсадов. Тбилиси, 1946. Т. II. Вып. II. С. 1-39.
  • Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии XVIII-XIX вв. М., 1947.
  • Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Известия АПН РСФСР. М., 1948. Вып. 18.
  • Ананьев Б.Г. Некоторые вопросы теории восприятия // Ученые записки ЛГУ. Л., 1949. Т. 119.
  • Ананьев Б.Г. Проблемы формирования характера. Л., 1949.
  • Ананьев Б.Г., Попова А.Н. Некоторые психологические вопросы букварного периода первоначального обучения грамоте // Вопросы психологии обучения и воспитания. Известия АПН РСФСР. 1950. Вып. 26. С. 3-24.
  • Ананьев Б.Г. О системе учебно-воспитательной работы в первом классе школы // Начальная школа. 1952. № 12. С. 6-14.
  • Ананьев Б.Г. О преемственности обучения // Советская педагогика. 1953. № 2. С. 23-35.
  • Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в овладении детьми чтением и письмом // Учебно-воспитательная работа в первом классе школы и развитие детей. Известия АПН РСФСР. 1955. Вып. 70. С. 104-148.
  • Ананьев Б.Г., Сорокина А.И. Подготовительный период в первом классе и формирование готовности детей к обучению. М., 1955.
  • Ананьев Б.Г. Проблемы и современное состояние экспериментальной педагогики // Советская педагогика. 1957. № 12. C. 23-25.
  • Ананьев Б.Г. Задачи и особенности учебно-воспитательной работы в первом классе // Первоначальное обучение и воспитание детей. Первый класс. М., 1958. С. 7-30.
  • Ананьев Б.Г. Учитель должен знать психологию // Народное образование. 1959. № 8. С. 17.
  • Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М., 1960. С. 3-28.
  • Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.
  • Ананьев Б.Г. Педагогическая антропология К.Д. Ушинского и ее современное значение // Вопросы психологии. 1969. № 2. C. 3-14.
  • Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
  • Виноградова Г.А., Елманова В.К., Скопылатов И.А. Психологические основы управления педагогическими коллективами. Тамбов, 2000.
  • Гинецинский В.И. Введение в методику преподавания психологии. Л., 1982.
  • Гинецинский В.И. Знание как категория дидактики. Л., 1989.
  • Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб., 1992.
  • Гинецинский В.И. Предмет психологии: дидактический аспект. М., 1994.
  • Гинецинский В.И. Методика преподавания психологии. М., 1999.
  • Голованова Н.Ф. Воспитательное пространство продленного дня. СПб., 2002.
  • Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб., 2004.
  • Голованова Н.Ф. Общая педагогика. СПб., 2005.
  • Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы Л., 1975.
  • Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1967.
  • Кутейников А.Н. Математические методы в психологии. СПб., 2008.
  • Методы исследования педагогической деятельности / Под. ред. Н.В. Кузьминой. Л., 1970.
  • Методы системного педагогического исследования. Л., 1980.
  • Михалевская Г.И., Горовая В.И. История педагогического процесса. Ставрополь, 1997.
  • Михалевская Г.И. Основы профессиональной педагогической грамотности. СПб., 2001.
  • Михалевская Г.И. Уроки общения: банк педагогических ситуаций. СПб., 2004.
  • Михалевская Г.И. Уроки общения по Л. Чарской. СПб., 2006.
  • Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. СПб., 2004.
  • Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб., 2005.
  • Основы вузовской педагогики / Под. ред. Н.В. Кузьминой. Л., 1972.
  • Проблемы обучения и воспитания студентов в вузе. Л., 1976.
  • Психология и педагогика – реформе школы. Л., 1986.
  • Психология – производству и воспитанию. Л., 1977.
  • Психолого-педагогические проблемы индивидуальности. Л.; М., 1984.
  • Психолого-педагогические проблемы индивидуальности. Л.; М., 1985.
  • Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1973.
  • Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1974.
  • Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1976.
  • Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1978.
  • Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса в высшей школе. Л.; М., 1987.
  • Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса в высшей школе. Л.; М., 1988.
  • Якунин В.А. Психология управления учебно-познавательной деятельностью. Л., 1986.
  • Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. Л., 1988.
  • Якунин В.А., Сочивко Д.В. Математические модели в психолого-педагогических исследованиях. Л., 1988.
  • Якунин В.А. Педагогическая психология. Л., 1988.
  • Якунин В.А., Наследов А.Д. Методическое сопровождение системы интенсивных технологий обучения. Л., 1990.
  • Якунин В.А., Линов Е.Н. Психология педагогической деятельности. Л., 1990.
  • Якунин В.А. Современные методы обучения в высшей школе. М., 1991.
  • Якунин В.А. Педагогика. Теория обучения Н.М. Платонова. СПб., 1993.
  • Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1994.
  • Якунин В.А., Кикоть В.Я. Психология и педагогика высшей школы. СПб., 1996.
Ссылка на эту статью
Якунин В.А. Психолого-педагогические идеи Б.Г. Ананьева и их развитие на факультете психологии СПбГУ // Методология и история психологии. 2008. Том 3. Выпуск 4. С. 70-84.