Методология и история психологии
Печенков В.В. Вертикаль индивидуальности
Скачать полный текст статьи в PDF

Журнал
Методология и история психологии. 2008. Том 3. Выпуск 3
Раздел
Психология индивидуальности
Страницы
122-134
Тип
Научная статья
Заглавие
Вертикаль индивидуальности
Авторы
Печенков Василий Васильевич
Аннотация
С позиции идейной ортогональности горизонтального и вертикального путей познания анализируются две группы способов (стратегий) понимания индивидуальности – поверхностные и глубинные. Первые сосредоточены на структуре и статических параметрах индивидуальности и ограничиваются наблюдением и комментариями, а глубинные способы обращают внимание на динамику и метаморфозы, стремясь понять причины происходящих изменений. Среди глубинных способов выделяется психологический, в основе которого лежит понятие «психологизм» (Л.М. Баткин), дополненное авторской гипотезой о динамическом подходе к постижению индивидуальности.
Ключевые слова
  • индивидуальность
  • способы познания индивидуальности
  • психологизм
  • динамический подход
  • объяснение
  • понимание
Библиография
  • Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. М., 2001.
  • Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой. М., 2000.
  • Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества. М., 1986.
  • Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  • Делез Ж. Логика смысла. М., 1995.
  • Джемс У. Психология. М., 1991.
  • Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного метода в психологии // Вопросы философии. 1977. № 7. С. 109-125.
  • История философии: энциклопедия. Минск, 2002.
  • Печенков В.В. Проблема целостной индивидуальности // Психология в вузе. 2006. № 1. С. 3-24.
  • Печенков В.В. Индивидуальность как ограниченность: динамический подход // Психология в вузе. 2006. № 2. С. 3-25.
  • Румянцева М.Ф. «Теоретическая игра» как способ исторического познания // Мир психологии. 1998. № 4. С. 159-171.
  • Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
  • Трофимова Я.И., Чудинова Е.В. Как младшие школьники понимают, что такое развитие // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 33-45.
  • Франк С. Смысл жизни. Берлин, 1925.
  • Фуко М. Археология знания. К., 1996.
  • Штейнер Е.С. Феномен человека в японской традиции: личность или квазиличность? // Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры / Под ред. А.Я. Гуревича. М., 1990. С. 164-190.
Ссылка на эту статью
Печенков В.В. Вертикаль индивидуальности // Методология и история психологии. 2008. Том 3. Выпуск 3. С. 122-134.