Методология и история психологии
Векилова С.А. Исторические корни школ в советской психологии
Скачать полный текст статьи в PDF

Журнал
Методология и история психологии. 2008. Том 3. Выпуск 2
Раздел
История отечественной психологии
Страницы
51-59
Тип
Научная статья
Заглавие
Исторические корни школ в советской психологии (к постановке проблемы)
Авторы
Аннотация
В статье обосновывается необходимость определить место отечественной психологии в мировом научном контексте среди многих психологических систем современной психологии. Представлены предварительные доказательства философской идентичности советской и отчасти современной отечественной психологии. Дается обоснование того, что «способ мышления» и философская ориентация выдающегося отечественного психолога С.Л. Рубинштейна имеют глубинные рационалистические основания.
Ключевые слова
  • советская психология
  • психологические школы
  • философская идентичность
  • кризис профессиональной идентичности
  • рационалистическая и эмпирическая философия
  • метафизика
  • диалектика
  • трансценденция
  • вершинные образования
Библиография
  • Аверин В.А., Аллахвердов В.М. и др. Куда идет отечественная психология // Психологический журнал. 2004. № 1. С. 125-128.
  • Богданчиков С.А. Советская психология в историко-психологическом контексте (современные подходы к проблеме) // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 1. С. 89-97.
  • Большакова В.В. Очерки истории русской психологии (XIX – начало XX вв.). Часть 1: Проблема формирования личности. Н. Новгород, 1994.
  • Будилова Е.А. Проблема личности в русской психологии второй половины XIX в. – начала XX в. // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. С. 250-277.
  • Диалектика // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 154-158.
  • Дорфман Л.Я. Эмпирическая психология: исторические и философские предпосылки. М., 2003.
  • Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. М., 1997.
  • Коржова Е.Ю. Психология личности: Типология теоретических моделей. СПб., 2004.
  • Курек Н. История ликвидации педологии и психотехники в СССР. СПб., 2004.
  • Левин К. Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии // Психологический журнал. 1990. № 5. С. 134-163.
  • Лихи Т. История современной психологии. СПб., 2003.
  • Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М., 1998.
  • Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4: От романтизма до наших дней. СПб., 1997.
  • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2007.
  • Смит Н. Современные системы психологии. СПб., 2003.
  • Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы. М., 2002.
  • Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб., 1998.
  • Эткинд А. Эрос невозможного. История психоанализа в России. СПб., 1993.
  • Якунин В.А. История психологии. СПб., 1998.
  • Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.
  • Ярошевский М.Г. Четверть века с выдающимся психологом // С.Л. Рубинштейн: Очерки, воспоминания, материалы. М., 1989.
Ссылка на эту статью
Векилова С.А. Исторические корни школ в советской психологии (к постановке проблемы) // Методология и история психологии. 2008. Том 3. Выпуск 2. С. 51-59.