Методология и история психологии
Клочко В.Е. Постнеклассическая наука и проблема объяснения в психологии
Скачать полный текст статьи в PDF

Журнал
Методология и история психологии. 2008. Том 3. Выпуск 1
Раздел
Перспективы психологического объяснения
Страницы
165-178
Тип
Научная статья
Заглавие
Постнеклассическая наука и проблема объяснения в психологии
Авторы
Аннотация
В статье делается попытка рассмотреть историю психологии в перспективе ее парадигмальных сдвигов. Опираясь на трансспективный анализ, автор выявляет основания прогрессивного развития психологической науки как открытой самоорганизующейся теоретической системы. Трансспективный анализ рассматривается также как методологическое средство изучения самоорганизующихся психологических систем. Утверждается, что современная психология движется к постнеклассической парадигме, в рамках которой психика и сознание получают новое объяснение.
Ключевые слова
  • типы научной рациональности
  • постнеклассическая парадигма
  • саморазвитие
  • самоорганизация
  • самоотбор
  • теория психологических систем
  • трансспективный анализ
  • объяснение в психологии
Библиография
  • Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1998.
  • Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собрание сочинений: В 6-ти тт. Т. 1. М., 1982.
  • Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Т. 3. М., 1958.
  • Гусельцева М.С. Культурно-историческая психология: от классической – к постнеклассической картине мира // Вопросы психологии. 2003. № 1. С. 99-115.
  • Гусельцева М.С. Культурная психология и методология гуманитарных наук // Вопросы психологии. 2005. № 5. С. 3-18.
  • Гусельцева М.С. Типы методологических установок в психологии // Вопросы психологии. 2005. № 6. С. 98-103.
  • Гусельцева М.С. Методологические кризисы и типы рациональности в психологии // Вопросы психологии. 2006. № 1. С 3-15.
  • Зеленкова Т.В. О сетевой парадигме в психологии // Методология и история психологии. 2007. Вып. 3. С. 18-28.
  • Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск, 2005.
  • Клочко В.Е. Закономерности движения психологического познания и проблема метода науки // Методология и история психологии. 2007. Вып. 1. С. 5-19.
  • Кун Т. Логика открытия или психология исследования? // Философия науки. Вып. 3: Проблемы анализа знания. М., 1997. С. 20-48.
  • Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  • Леонтьев Д.А. Неклассический вектор в современной психологии // Постнеклассическая психология. 2005. № 1.
  • Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  • Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992.
  • Мясоед П.А. Психология в аспекте типов научной рациональности // Вопросы психологии. 2004. № 6. С. 3-18.
  • Поппер К. Мир предрасположенностей // Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. М., 2000.
  • Постнеклассическая психология. 2004. № 1. 2005. № 2.
  • Пригожин И. Переоткрытие времени // Вопросы философии. 1989. № 8.
  • Психология и новые идеалы научности (материалы «Круглого стола») // Вопросы философии. 1993. № 5. С. 3-43.
  • Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
  • Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 101-108.
  • Степин В.С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность // http://filosof.historic.ru/books/c0026_1.shtml
  • Теплых Д.А. Концепция предметности психологии в контексте типов научной рациональности // Методология и история психологии. 2006. Вып. 1. С. 85-99.
  • Узнадзе // Антология гуманной педагогики. Вып. 5. М., 2000.
  • Хакен Г. Принципы работы головного мозга. М., 2001.
Ссылка на эту статью
Клочко В.Е. Постнеклассическая наука и проблема объяснения в психологии // Методология и история психологии. 2008. Том 3. Выпуск 1. С. 165-178.