Журнал |
Методология и история психологии. 2008. Том 3. Выпуск 1
|
Раздел |
Специфика психологического объяснения
|
Страницы |
88-97
|
Тип |
Научная статья
|
Заглавие |
Как объяснять? Знак развилки на пути психологии
|
Авторы |
|
Аннотация |
Многообразие типов объяснения в современной психологии иногда принимают за свидетельство ее методологической «незрелости». Из этого следует, что статус «зрелой» науки она могла бы приобрести, если бы удалось редуцировать эти типы к некоторому фундаментальному уровню. При этом учитывается негативный урок «логического эмпирицизма»: невозможность обоснования науки на базе «унифицированного» языка наблюдения. Поэтому предлагают иной путь «редукционизма»: абстрагируясь от исходных свойств психологических явлений, объяснять их на базе более фундаментальных научных теорий, постепенно сужая их круг. В статье предлагается иной подход: при трансформации объясняемых психологических явлений выстраивать не лестницу «уровней объяснения», по которой можно взобраться (или опуститься) к таким «фундаменталиям», какие уже выводят объяснение за рамки психологии, а топологическую систему, в которой «уровни» или «типы» объяснений выступают как взаимные «транскрипции», способы прочтения своих смыслов в иных языках. Такой подход перекликается с методологической абдукцией (в смысле Ч.С. Пирса) – выдвижением и отбором гипотез о смысловой связи различных типов объяснений в психологии с их последующей проверкой. Его цель – органическое единство различных объяснительных возможностей психологии. Экспериментальное опровержение некоторой объясняющей гипотезы затрагивает весь или почти весь комплекс различных научно-психологических объяснений, который не может оставаться индифферентным к такому опровержению. При этом новую остроту приобретают вопросы о характере опровержений, об эмпирическом базисе, о том, что означает в психологии «увеличение эмпирического содержания ее теорий» (И. Лакатос) или «конкуренция между различными экспланансами».
|
Ключевые слова |
- метод психологии
- редукционизм
- развитие науки
- объяснение
- топологическая система объяснений
- научность
- научное сообщество
- парадигма
|
Библиография |
- Аршинов В.И. Редукционизм // Новая философская энциклопедия. Т. III. М., 2001.
- Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1973.
- Гейзенберг В. Понятие замкнутой теории в современной естественной науке // Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987.
- Гемпель К., Оппенгейм П. Логика объяснения // Гемпель К. Логика объяснения. М., 1998.
- Мазилов В.А. Научная психология: проблема метода // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 3: Метод психологии. Ярославль, 2005.
- Поппер К. Логика научного исследования // Поппер К. Логика и рост научного знания. Избранные работы. М., 1983.
- Порус В.Н. Стиль научного мышления // Теория познания. Т. 3. Познание как исторический процесс. М., 1993. С. 225-262.
- Порус В.Н. «Парадоксальная рациональность» (очерки теории научной рациональности). М., 1999.
- Порус В.Н. «Проблема демаркации» в культурном контексте эпохи // Порус В.Н. Рациональность, наука, культура. М., 2002. С. 277-294.
- Порус В.Н. К вопросу о междисциплинарности философии науки // Эпистемология и философия науки. 2005. Т. 4. № 2. С. 54-76.
- Порус В.Н. Функционализм: методологическая программа или философская парадигма? // Эпистемология и философия науки. 2006. Т. 8. № 2. С. 5-15.
- Юревич А.В. Объяснение в психологии // Психологический журнал. 2006. № 1. С. 97-106.
- Юревич А.В. Проблема объяснения в психологии // Методология и история психологии. 2008. Вып. 1. С. 74-87.
- Boehme G., Daele W. van den., Hohlfeld R., Krohn W., Schaefer W. Finalization in Science: The Social Orientation of Scientific Progress / Ed. by W. Schaefer. Dordrecht, 1983.
- Brown R. Explanation in social science. Chicago, 1963.
- Chalmers D. Facing Up to the Problem of Consciousness // Journal of Consciousness Studies. 1995. N 2 (3). P. 200-219.
- Levine J. Materialism and qualia: The explanatory gap // Pacific Philosophical Quarterly. 1983. V. 64. P. 354-361.
- Peirce Ch.S. The Collected Papers. Vol. 5. Cambridge, MA, 1965.
|
Ссылка на эту статью |
Порус В.Н. Как объяснять? Знак развилки на пути психологии // Методология и история психологии. 2008. Том 3. Выпуск 1. С. 88-97.
|
|
|