Методология и история психологии
Умрихин В.В. Историко-методологические проблемы анализа научных школ в психологии
Скачать полный текст статьи в PDF

Журнал
Методология и история психологии. 2007. Том 2. Выпуск 4
Раздел
Страницы
5-14
Тип
Научная статья
Заглавие
Историко-методологические проблемы анализа научных школ в психологии
Авторы
Умрихин Владимир Владимирович
Аннотация
В статье рассматривается ряд методологических проблем, связанных с исторической реконструкцией научных школ в психологии. Проводится анализ понятия «научная школа», описываются типы научных школ, среди которых особо выделяется школа – исследовательский коллектив, раскрывается роль исследовательской программы как консолидирующего начала научной школы. С этих позиций обсуждаются основные методологические принципы историко-научной реконструкции школ в психологии.
Ключевые слова
  • научная школа
  • исследовательская программа
  • школа – исследовательский коллектив
  • типология научных школ
  • методологические принципы реконструкции научных школ
Библиография
  • Гасилов В.Б. Научная школа – феномен и исследовательская программа науковедения // Школы в науке. М., 1977.
  • Лакатос И. Методология исследовательских программ. М., 2003.
  • Ланге К.А. «Классические» и современные научные школы и научно-исследовательские объединения // Школы в науке. М., 1977.
  • Мирский Э.М. Естественно-научная школа в системе научной деятельности // Школы в науке. М., 1977.
  • Огурцов А.П. Научная школа как форма кооперации ученых // Школы в науке. М., 1977.
  • Полани М. Личностное знание. М., 1985.
  • Умрихин В.В. Развитие советской школы дифференциальной психофизиологии. М., 1987.
  • Хайтун С.Д. Об историческом развитии понятия научной школы // Школы в науке. М., 1977.
  • Школы в науке / Под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, Г. Кребера, Г. Штейнера. М., 1977.
  • Ярошевский М.Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке. М., 1977.
  • Ярошевский М.Г. Программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива // Вопросы психологии. 1978. № 5.
  • Ярошевский М.Г. О генезисе субъекта научного познания // Вопросы философии. 1979. № 6.
  • Ярошевский М.Г. Сеченов и мировая психологическая мысль. М., 1981.
Ссылка на эту статью
Умрихин В.В. Историко-методологические проблемы анализа научных школ в психологии // Методология и история психологии. 2007. Том 2. Выпуск 4. С. 5-14.