Методология и история психологии
Чернов А.Ю. Методологическое введение в проблему качественных методов
Скачать полный текст статьи в PDF

Журнал
Методология и история психологии. 2007. Том 2. Выпуск 1
Раздел
Качественные методы в психологии
Страницы
118-129
Тип
Научная статья
Заглавие
Методологическое введение в проблему качественных методов
Авторы
Чернов Александр Юрьевич
Аннотация
Традиционное противостояние количественного и качественного подходов в психологическом исследовании стимулирует развитие теории метода. Развитие теории метода происходит по трем основным направлениям: совершенствование традиционной эмпирической модели, критика эмпирической количественной модели, апробация и анализ альтернативных исследовательских моделей. Каждое из этих направлений имеет методологические основания, рассматриваемые в предлагаемой статье.
Ключевые слова
  • количественный императив
  • количественные методы
  • качественные методы
  • интеграция количественных и качественных методов
  • операционализм
  • измеряемость психологических свойств
  • интерпретативный подход
  • нарративный подход
  • развитие теории
  • ситуативный анализ
  • холистический анализ
  • анализ субъективных значений и смыслов
  • диалогичность
  • рефлексивность
Библиография
  • Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.
  • Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1997.
  • Квале С. Исследовательское интервью. М., 2003.
  • Климов Е.А. О соотношении некоторых отраслей психологии и возможных «пограничных спорах» // Вестник Московского университета. Сер. 14. «Психология». 1999. № 3. С. 3-15.
  • Янчук В.А. Методология, теория и метод в современной социальной психологии и персонологии: интегративно-эклектический подход. Минск, 2000.
  • Austin J. Philosophical papers. Oxford, 1962.
  • Bloor D. The strengths of the strong programmer // Scientific rationality: The sociological turn / Ed. J.R. Brown. Dordrecht, 1984. P. 75-94.
  • Clark A. Natural-born cyborgs: Minds, technologies, and the future of human intelligence. Oxford, 2003.
  • Collins H. An empirical relativist programmer in the sociology of scientific knowledge // Science observed: Perspectives on the social study of science / Eds. K. Knorr Cetina, M. Mulkay. L., 1983. P. 115-140.
  • Dewey J. The quest for certainty. N.Y., 1929.
  • Eysenck H.J. The measurement of intelligence. Lancaster, 1973.
  • Farrell R. Feyerabend and scientific values. Dordrecht, 2003.
  • Feyerabend P. Conquest of abundance: A tale of abstraction versus the richness of being. Chicago, 1999.
  • Gergen K. Experimental Social Psychology: A Reappraisal. Thousand Oaks, CA, 2000.
  • Giorgi A. Beyond the qualitative paradigm: A framework for introducing diversity within qualitative sociology // J. of Community and Applied Social Studies. 1999. N 4. P. 225-238.
  • Hammond K.R., Harvey L.O., Hastie R. Making better use of scientific knowledge: Separating truth from justice // Psychological Science. 1992. N 3.
  • Harre R. Embarrassment: A conceptual analysis // Shyness and embarrassment / Ed. W.R. Crozier. N.Y., 1990. P. 181-205.
  • Haslam S., McGarty C. A 100 years of certitude? Social psychology, the experimental method and the management of scientific uncertainty // British J. of Social Psychology. 2001. N 40. P. 18.
  • Hutchins E. Cognition in the wild. Cambridge, MA, 1995.
  • Judd C.M., McClelland G.H., Culhane S.E. Data analysis: Continuing issues in the everyday analysis of psychological data // Annual Review of Psychology. 1995. N 46. P. 433-465.
  • Latour B. Pandora’s hope: Essays on the reality of science studies. Cambridge, MA, 1999.
  • Longino H. The fate of knowledge. Princeton, NJ, 2002.
  • Patton M.Q. Qallitative Research and Evaluative Method. Third Edition. Thousand Oaks, CA, 2002.
  • Sabini J., Silver M. Moralities of everyday life. Oxford, 1982.
  • Slife B., Williams R. Toward a theoretical psychology // American Psychologist. 1997. N 52 (2). P. 117-129.
  • Spearmen C. Psychology down the ages. L., 1937.
  • Svyantek D.J., Ekeberg S.E. The earth is round (so we can probably get there from here) // American Psychologist. 1995. N 50. P. 110-119.
  • Thorndike E.L. The nature, purposes, and general methods of measurements of educational products // Seventeenth yearbook of the national society for the study of education. Vol. 2 / Ed. G.M. Whipple. Bloomington, IN, 1919. P. 16-24.
  • Tomasello M. The cultural origins of human cognition. Cambridge, MA, 2000.
  • Toulmin S.E. Cosmopolis: The hidden agenda of modernity. N.Y., 1990.
  • Wittgenstein L. Philosophical investigations. Oxford, 1953.
  • Wittgenstein L. Zettel. Oxford, 1967.
Ссылка на эту статью
Чернов А.Ю. Методологическое введение в проблему качественных методов // Методология и история психологии. 2007. Том 2. Выпуск 1. С. 118-129.