О журнале
Выпуски журнала
Наши авторы   
Библиотека
Авторам
Контакты
Форум
Яндекс.Метрика
 
Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. Медитация как неопосредствованное познание

Скачать полный текст статьи в PDF

Журнал
Методология и история психологии. 2007. Том 2. Выпуск 1
Раздел
В поисках метода психологии
Страницы
164-189
Тип
Научная статья
Заглавие
Медитация как неопосредствованное познание
Авторы
Петренко Виктор Федорович
Кучеренко Владимир Вилетарьевич
Аннотация
Статья посвящена медитации как форме достижения измененных состояний сознания через концентрацию внимания и «успокоение ума» практикующего. Сопоставляются буддистские психопрактики и современная психотерапия в рамках работы с образами воображения. Рассматривается буддистская тантрическая практика медитации на Йидам (образы божественных сущностей), позволяющая через идентификацию с божеством осуществлять трансформацию личностных качеств практикующего. Утверждается, что в процессе медитации происходит изменение форм категоризации практикующего, вплоть до полной остановки процесса категоризации в нирване.
Ключевые слова
  • медитация
  • буддизм
  • личность
  • принцип Анатман (иллюзорность «Я»)
  • эриксоновский гипноз
  • категоризация
  • духовность
Библиография
  • Абаев Н.В. Чань-Буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск, 1989.
  • Альбедиль М. Буддизм. СПб., 2006.
  • Андросов В.Н. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. М., 2001.
  • Андросов В.Н. Нагарджуна и его учение. М., 1990.
  • Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.-Воронеж, 1996.
  • Ашвагоша. Шастра о пробуждении веры в Махаяне // Абаев Н.В. Чань-Буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск, 1989. С. 247-256.
  • Аюшева Д.В. Современный тибетский буддизм на Западе. Улан-Удэ, 2003.
  • Базаров А.А. Институт философского диспута в тибетском буддизме. СПб., 1998.
  • Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1998.
  • Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М., 1980.
  • Борхес Х.Л. Вкус спасения // Культурно-экологический журнал «Байкал». Улан-Удэ, 1995.
  • Буддизм. Каноны, История, Искусство: научное издание. М., 2006.
  • Бхикку Квантипалло. Секреты медитации. М., 2005.
  • Бэндлер Р., Гриндер Д. Шаблоны гипнотических техник Милтона Эриксона с точки зрения НЛП. М., 1995.
  • Василюк Ф.Е. Переживание и молитва. Опыт общепсихологического исследования. М., 2005.
  • Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
  • Витгенштейн Л. Языки как образ мира. М., 2003.
  • Волкова А.Н. Феноменология мистического опыта. СПб., 2002.
  • Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. 2-е изд. М., 1993.
  • Гостев А.А. Дорога из зазеркалья: психология развития образной сферы человека. М., 1998.
  • Гриндер Д., Бэндлер Р. Структура магии. М., 1995.
  • Гроф С. Холотропное сознание. М., 2002.
  • Грязева В.А., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. М., 1993.
  • Дандарон Б.Д. Письма о буддийской этике. СПб., 1997.
  • Джампа Тинлей. Значение мантры Будды Шакьямуни «Ом Муни Муни Маха Муние Суха» // Культурно-экологический журнал «Байкал». Улан-Удэ, 1995.
  • Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993.
  • Дхаммапада. Рига, 1991.
  • Ело Ринпоче. Боевая чакра. Махаяноское преображение мышления. Комментарии к тексту Дхармаракшиты. Улан-Удэ, 2006.
  • Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. Исследование деятельности зрительной системы. М., 1969.
  • Карицкий И.Н. Теоретико-методологическое исследование социально-психологических практик. М.-Челябинск, 2002.
  • Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. М., 2005.
  • Козлов В.В., Майков В.В. Основы трансперсональной психологии. Истоки, история, современное состояние. М., 2000.
  • Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М., 1997.
  • Кучеренко В.В., Петренко В.Ф., Россохин А.В. Измененные состояния сознания: психологический анализ // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 70-78.
  • Кюльпе О. Современная психология мышления // Новые идеи в философии. № 16. СПб., 1914.
  • Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.
  • Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
  • Лепехов С.Ю., Донец А.М., Нестеркин С.П. Герменевтика буддизма. Улан-Удэ, 2006.
  • Лосский Н.В. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. М., 1992.
  • Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. М., 1968.
  • Луц У., Михаэльс А. Иисус или Будда. Жизнь и учение в сравнении. М., 2005.
  • Минделл А. Сновидение в бодрствовании. М., 2004.
  • Моаканин Р. Психология Юнга и буддизм. М.-СПб., 2004.
  • Ньянапоника. Внимательность как средство духовного воспитания (буддийский метод сатипаттхана) // Медитация. М., 1994.
  • Ню Сэн-жу. Путешествие в далекое прошлое // Танские новеллы (VII-IX вв.). М., 1970.
  • Ожиганова Г.В. История психологии: концептуальные подходы и методы исследования // Психологический журнал. 2004. Том 25. № 3. С. 5-17.
  • Ольденбург С.Ф. Жизнь Будды. СПб., 1919. (2-е изд. Новосибирск, 1994).
  • Палама Г. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М., 2005.
  • Парибок А.В., Эрман В.Г. Перевод и предисловие к «Джатаки: избранные рассказы о прошлых жизнях Будды». СПб., 2003.
  • Петренко В.Ф. Конструктивистская парадигма в психологической науке // Психологический журнал. 2002. № 3. С. 113-121.
  • Петренко В.Ф., Кучеренко В.В., Вяльба Ю.А. Психосемантика измененных состояний сознания // Психологический журнал. 2006. № 5. С. 16-27.
  • Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону, 1996.
  • Померанц Г.С., Миркина З.А. Великие религии мира. 3-е изд. М., 2006.
  • Психотерапия и духовные практики. Подход Запада и Востока к лечебному процессу / Сост. В. Хохлов. Минск, 1998.
  • Пятигорский А.М. Непрекращающийся разговор. Лекции по буддийской философии. М., 2004.
  • Райков В.Л. Гипноз и постгипнотическая инерция как модель исследования творчества // Психологический журнал. 1992. № 3.
  • Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1991.
  • Рубинштейн С.Л. Основы психологии. М., 1935.
  • Рудой В.И. Отечественная историко-философская школа буддологии: вклад в проблему научного истолкования буддийских философских текстов // Буддизм. Проблемы истории, культуры, современности. М., 1990.
  • Субботский Е.В. Нравственное развитие дошкольника // Вопросы психологии. 1983. № 4. С. 29-38.
  • Топоров В.Н. Введение и комментарии к Дхаммападе // Дхаммапада. Рига, 1991.
  • Торчинов Е.А. Введение в буддизм. СПб., 2005.
  • Тулку Тондуб Ринпоче. Тайные учения Тибета: объяснение тибетской буддийской традиции терма. СПб., 2006.
  • Уилбер К. Интегральная психология: Сознание, Дух, Психология, Терапия. М., 2004.
  • Уолш Р. Основания духовности: семь главных практик для пробуждения сердца и ума. М., 2004.
  • Хараш А.У. Принцип деятельности в исследовании межличностного восприятия // Вопросы психологии. 1980. № 3.
  • Хоружий С.С. Православная аскеза – ключ к новому видению человека. М., 2000.
  • Цыбиков Г.Ц. К антропологической модели третьего тысячелетия // Избранные труды. В 2-х тт. Новосибирск, 1991.
  • Шестун Е.В. Православные традиции духовно-нравственного становления личности (историко-теоретический аспект). Автореф. дис. д-ра пед. наук. Казань, 2006.
  • Шкуратов В.А. Историческая психология. М., 1997.
  • Шэток И.Х. Опыт внимательности // Медитация. Практика буддийского метода духовного воспитания. М., 1994.
  • Чаттерджи А.К. Идеализм йогачары. М., 2004.
  • Чоки Нима Ринпоче. Единство Махамудры и Дзогчена. Казань, 2002.
  • Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988.
  • Эриксон М. Мой голос останется с вами. М., 2005.
  • Юнг К.Г. Синхроничность. М.-К., 1997.
  • Ярбус А.Л. Роль движения глаз в процессе зрения. М., 1965.
  • Cognitive Models and Spiritual Maps // J. of Consciousness Studies. Special issue / Ed. by J. Andresen, R.K.C. Forman. 2000. Vol. 7. N 11-12.
  • The view from within. First-person approaches to the study of consciousness / Ed. by F.J. Varela, J. Shear. Published in the UK by Imprint Academic. UK, 1999.
Ссылка на эту статью
Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. Медитация как неопосредствованное познание // Методология и история психологии. 2007. Том 2. Выпуск 1. С. 164-189.

| Версия для печати |
© 2018 Методология и история психологии