Методология и история психологии
Теплых Д.А. Концепции предметности психологии в контексте типов научной рациональности
Скачать полный текст статьи в PDF

Журнал
Методология и история психологии. 2006. Том 1. Выпуск 1
Раздел
Методологические основания определения предмета психологии
Страницы
85-99
Тип
Научная статья
Заглавие
Концепции предметности психологии в контексте типов научной рациональности
Авторы
Теплых Дмитрий Анатольевич
Аннотация
В исследованиях по проблеме предмета психологии необходимо вывести мысль на предмет и действительность совсем другого рода, нежели содержание предмета психологии – на мыследеятельность по формированию понятия предмета психологии. Можно выделить три смысловых контекста, способа понимания предмета психологии: 1) онтический (psyche, «психическое бытие»); 2) онтологический (онтологическая картина psyche, «психическая реальность») и 3) эпистемологический (теория psyche, «психологическая реальность»). Концепция предметности психологии – это система конструктивных принципов мыследеятельности по построению способа понимания предмета психологического знания и познания, определяющих возможность психологии как науки. В рамках классической концепции предметности психологии происходит отождествление онтического и онтологического предметов психологии. В неклассической концепции предметности психологии становится возможным различение онтического и онтологического предметов психологии. В постнеклассической концепции предметности психологии на место науки (logos) встает искусство, мастерство (techne); происходит выделение нового предмета психологии как психотехнической теории.
Ключевые слова
  • способы понимания предмета психологии: онтический, онтологический, эпистемологический
  • концепции предметности психологии: классическая, неклассическая, постнеклассическая
Библиография
  • Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  • Василюк Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории // Московский психотерапевтический журнал. 1992. № 1. С. 15-32.
  • Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 25-40.
  • Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса (Методологическое исследование) // Психология: Сборник. М., 2000. С. 14-120.
  • Гартман Н. К основоположению онтологии. СПб., 2003.
  • Дубровский Д.И. Гносеология субъективной реальности (к постановке проблемы) // Труды Ярославского методологического семинара. Том 2: Предмет психологии. Ярославль, 2004. С. 72-90.
  • Зандкюлер Х.Й. Репрезентация, или Как реальность может быть понята философски // Философские науки. 2002. № 9. С. 81-90.
  • Карицкий И.Н. Методологические основания определения предмета психологии: сущность психического // Труды Ярославского методологического семинара. Том 2: Предмет психологии. Ярославль, 2004. С. 137-152.
  • Касавин И.Т. О дескриптивном понимании истины // Философские науки. 1990. № 8. С. 64-74.
  • Козлов В.В. Интегративная психология: в поисках целостности // Труды Ярославского методологического семинара. Том 1: Методология психологии. Ярославль, 2003. С. 187-204.
  • Крымский С.Б. Истина и мнение // Философские науки. 1990. № 10. С. 73-77.
  • Лосев А.Ф. Философия имени. М., 1990.
  • Мазилов В.А. Теория и метод в психологии: Период становления психологии как самостоятельной науки. Ярославль, 1998.
  • Мазилов В.А. Научная психология: тернистый путь к интеграции // Труды Ярославского методологического семинара. Том 1: Методология психологии. Ярославль, 2003. С. 205-237.
  • Мазилов В.А. Научная психология: проблема предмета // Труды Ярославского методологического семинара. Том 2: Предмет психологии. Ярославль, 2004. С. 207-225.
  • Майков В.А., Козлов В.В. Ахиллесова пята психологии // Проблемы психологии и эргономики. 1994. № 1. С. 5-11.
  • Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М., 2004.
  • Невважай И.Д. Свобода и знание. Саратов, 1995.
  • Невважай И.Д. Наука и метасознание // Метафизические исследования. Выпуск 6: Сознание. Альманах Лаборатории метафизических исследований при философском факультете СПбГУ, 1998. C. 62-75.
  • Полани М. Личностное знание. М., 1985.
  • Психология и новые идеалы научности (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1993. № 5. С. 3-43.
  • Пузырей А.А. Манипулирование и майевтика: две парадигмы психотехники // Вопросы методологии. 1997. № 4. С. 148-164.
  • Розин В.М., Розин М.В. О психологии и не только о ней // Знание – сила. 1993. № 4.
  • Розин В.М. Психология: теория и практика. М., 1997.
  • Розин В.М. Типы и дискурсы научного мышления. М., 2000.
  • Смирнов С.Д. Методологический плюрализм и предмет психологии // Труды Ярославского методологического семинара. Том 2: Предмет психологии. Ярославль, 2004. С. 276-291.
  • Степин В.С. Смена типов научной рациональности // Синергетика и психология. Вып. 1: Методологические вопросы. М., 1999. С. 112-132.
  • Степин B.C. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность // Философские исследования. 2003. № 8. С. 5-17.
  • Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995.
  • Фуко М. Ницше. Фрейд. Маркс // Кентавр. 1994. № 2. С. 51-67.
  • Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.
  • Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта // Московский психотерапевтический журнал. 1992. № 2. С. 5-40.
  • Щедровицкий Г.П. Лекции по психологии, читанные в Ростовском университете (фрагменты) // Вопросы саморазвития человека. Вып. 3. К., 1991. С. 3-32.
  • Щедровицкий Г.П. Онтологии и картины мира (методологическая дискуссия) // Кентавр. 2000. № 23. С. 28-36.
  • Юревич А.В. Системный кризис в психологии // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 3-11.
  • Ярошевский М.Г. История психологии. 3-е изд. М., 1985.
Ссылка на эту статью
Теплых Д.А. Концепции предметности психологии в контексте типов научной рациональности // Методология и история психологии. 2006. Том 1. Выпуск 1. С. 85-99.