Журнал |
Методология и история психологии. 2006. Том 1. Выпуск 1
|
Раздел |
Методологические основания определения предмета психологии
|
Страницы |
73-84
|
Тип |
Научная статья
|
Заглавие |
Чем грозит психологии отсутствие общепринятого определения ее предмета?
|
Авторы |
Смирнов Сергей Дмитриевич
|
Аннотация |
Анализируются причины и последствия отсутствия в современной психологии общепринятого определения ее предмета. Утверждается, что прорыв в понимании предмета психологической науки может быть достигнут прежде всего за счет движения «снизу», т.е. достижений в области конкретно-научной и прикладной работы психологов, а не за счет преимущественного движения «сверху» в форме методологической рефлексии. Формулируются требования к вновь предлагаемым определениям предмета психологии, выполнение которых может повысить кумулятивный эффект и преемственность в такой работе. Делается вывод, что работа над определением предмета психологии полезна, но функции такого определения в дальнейшем развитии науки весьма ограничены. Приводятся аргументы в пользу мультипарадигмального характера психологической науки, следствием которого является невозможность построения «единой» (тем более монистической) теории психического. Обосновывается неизбежность и плодотворность в этих условиях позиции «методологического плюрализма».
|
Ключевые слова |
- предмет психологии
- объект психологии
- методология науки
- парадигма
- методологический плюрализм
- мультипарадигмальная наука
- единая теория психического
- «бутстрэпная» теория
- «сетевое» мышление
|
Библиография |
- Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
- Капра Ф. Уроки мудрости. М.-Киев, 1996.
- Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.
- Мазилов В.А. Методологические проблемы психологии в начале XXI века // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 1. С. 23-34.
- Пископпель А.А. Предмет психологии как методологический дискурс // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 2: Предмет психологии. Ярославль, 2004. С. 246-254.
- Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М., 1985.
- Соколова Е.Е. К проблеме соотношения значений и смыслов в научной деятельности // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 1. С. 107-113.
- Степин В.С. Теоретическое знание: cтруктура, историческая эволюция. М., 2000.
- Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
- Шадриков В.Д. О предмете психологии. Мир внутренней жизни человека // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 1: Методология психологии. Ярославль, 2003. С. 332-349.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978.
- Юревич А.В. «Методологический либерализм» и парадигмальный статус психологии // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 1: Методология психологии. Ярославль, 2003. С. 349-357.
- Юревич А.В. Объяснение в психологии // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 1. С. 97-106.
- Ядов В.А. Социологические исследования. Методология, программа, методы. М., 1987.
|
Ссылка на эту статью |
Смирнов С.Д. Чем грозит психологии отсутствие общепринятого определения ее предмета? // Методология и история психологии. 2006. Том 1. Выпуск 1. С. 73-84.
|
|
|