Методология и история психологии
Смирнов С.Д. Чем грозит психологии отсутствие общепринятого определения ее предмета?
Скачать полный текст статьи в PDF

Журнал
Методология и история психологии. 2006. Том 1. Выпуск 1
Раздел
Методологические основания определения предмета психологии
Страницы
73-84
Тип
Научная статья
Заглавие
Чем грозит психологии отсутствие общепринятого определения ее предмета?
Авторы
Смирнов Сергей Дмитриевич
Аннотация
Анализируются причины и последствия отсутствия в современной психологии общепринятого определения ее предмета. Утверждается, что прорыв в понимании предмета психологической науки может быть достигнут прежде всего за счет движения «снизу», т.е. достижений в области конкретно-научной и прикладной работы психологов, а не за счет преимущественного движения «сверху» в форме методологической рефлексии. Формулируются требования к вновь предлагаемым определениям предмета психологии, выполнение которых может повысить кумулятивный эффект и преемственность в такой работе. Делается вывод, что работа над определением предмета психологии полезна, но функции такого определения в дальнейшем развитии науки весьма ограничены. Приводятся аргументы в пользу мультипарадигмального характера психологической науки, следствием которого является невозможность построения «единой» (тем более монистической) теории психического. Обосновывается неизбежность и плодотворность в этих условиях позиции «методологического плюрализма».
Ключевые слова
  • предмет психологии
  • объект психологии
  • методология науки
  • парадигма
  • методологический плюрализм
  • мультипарадигмальная наука
  • единая теория психического
  • «бутстрэпная» теория
  • «сетевое» мышление
Библиография
  • Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.
  • Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
  • Капра Ф. Уроки мудрости. М.-Киев, 1996.
  • Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.
  • Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.
  • Мазилов В.А. Методологические проблемы психологии в начале XXI века // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 1. С. 23-34.
  • Пископпель А.А. Предмет психологии как методологический дискурс // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 2: Предмет психологии. Ярославль, 2004. С. 246-254.
  • Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М., 1985.
  • Соколова Е.Е. К проблеме соотношения значений и смыслов в научной деятельности // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 1. С. 107-113.
  • Степин В.С. Теоретическое знание: cтруктура, историческая эволюция. М., 2000.
  • Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
  • Шадриков В.Д. О предмете психологии. Мир внутренней жизни человека // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 1: Методология психологии. Ярославль, 2003. С. 332-349.
  • Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978.
  • Юревич А.В. «Методологический либерализм» и парадигмальный статус психологии // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 1: Методология психологии. Ярославль, 2003. С. 349-357.
  • Юревич А.В. Объяснение в психологии // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 1. С. 97-106.
  • Ядов В.А. Социологические исследования. Методология, программа, методы. М., 1987.
Ссылка на эту статью
Смирнов С.Д. Чем грозит психологии отсутствие общепринятого определения ее предмета? // Методология и история психологии. 2006. Том 1. Выпуск 1. С. 73-84.