Эклектика

Обсуждение различных тем, касающихся методологии психологии

Эклектика

Сообщение Сергей К. (pshlgst) » 03 Апрель 2012, 14:44

А может господин В.А.Янчук объяснить как его "интегративно-эклектического подход" соотносится с наукой? Разве в науке допустима эклектика? (Статья В.А.Янчука "ПОСТМОДЕРНИСТСКИЙ, СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ИНТЕРДЕТЕРМИНИСТСКИЙ ДИАЛОГИЗМ КАК ПЕРСПЕКТИВА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ В ПРЕДМЕТЕ ПСИХОЛОГИИ", 2006, том 1, выпуск 1)?
Сергей К. (pshlgst)
 
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 25 Март 2012, 15:04
Откуда: Москва

Re: Эклектика

Сообщение Игорь Николаевич Карицкий » 09 Апрель 2012, 00:21

Владимир Александрович Янчук в данный момент находится за рубежом, и пока не имеет возможности ответить на данный вопрос. Администраторы форума уведомили его о наличие вопроса к нему, и он обязательно ответит на этот вопрос.
Игорь Николаевич Карицкий
Редакция
 
Сообщения: 41
Зарегистрирован: 20 Март 2012, 14:42

Re: Эклектика

Сообщение Владимир Мезенцев » 09 Апрель 2012, 18:44

Когда я учился в универе нам говорили эклектика и наука не совместимы. Если есть эклектика, то это не наука
Владимир Мезенцев
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 02 Апрель 2012, 13:50
Откуда: Тула

Re: Эклектика

Сообщение Маланов Сергей » 11 Апрель 2012, 00:36

Одной из наиболее сложных методологических проблем выступает определение уровня анализа явлений, в пределах которого может быть выделен предмет конкретной науки. Для этого требуется: а) абстрагировать и зафиксировать единство, к которому принадлежат исследуемые в теории явления; б) вывести различия внутри такого единства. При этом в рамках последовательного научного рассуждения необходимо соблюдать «принцип монизма» научной аргументации. Нарушение этого принципа ведет к тому, что недостаток аргументации восполняется аргументацией из другой научной области (Науменко, 1968). А в психологии нарушение этого принципа ведет к соскальзыванию с одного исходного определения психических явлений на другое определение, с одной теоретической позиции на другую теоретическую позицию и т.д…
Существует два основных типа методологических позиций по отношению к выделению предмета исследования:
1. Методологический релятивизм, методологический плюрализм, «эклектизм»: Предмет исследования полагается самой наукой, способами абстрактно-синтетических построений, которые задаются деятельностью ученого, а не объектом. На этой основе строится позиция, что логические принципы науки задаются априорно. Абстрактный предмет науки выступает следствием методологической или теоретической позиции ученого.
Такая позиция характеризует и современную когнитивную науку или когнитивную психологию: на разных основаниях строятся информационные модели, выступающие аналогиями возможностей психики человека.
2. Методологический монизм: Предмет исследования науки объективно задается, и приобретает обоснование: а) объективной природой той реальности (объектом), к которой наука обращается; б) специфическими особенностями познавательной деятельности ученого, направленной на объект. На этой основе строится позиция, что логика познавательной деятельности, логика движения мысли воспроизводит логику развития предметных свойств, отношений, связей объекта исследования. Абстрактный предмет науки выступает следствием объективных обстоятельств.

В свою очередь в рамках методологического монизма может быть выделено две крайние позиции (Науменко, 1968):

«Концепция методологизма» (см. например: Г.П. Щедровицкий).
1. Объект существует независимо от знания и до его появления.
2 Предмет познания формируется в процессе познания путем включения объекта в какую-либо деятельность. В ходе деятельности выделенные стороны объекта фиксируются в знаковой форме – формируется и выделяется предмет познания.
Предмет познания зависит от решаемой в ходе деятельности задачи. Предмет познания это моделируемые в знаковой форме выделенные в деятельности свойства какой-либо группы объектов.
3. Существенные стороны объекта («сущность») зависят от цели и характера деятельности. Предмет абстрагируется из объекта благодаря объективной материально-практической деятельности.

«Концепция диалектического монизма» (Л.К. Науменко)
1. Независимо от деятельности человека, независимо от знания и до его появления существует включенность одной системы объектов в другую.
2. Предмет науки возникает в системе естественных отношений между объектами, в системе объективных отношений и связей, а не в системе «наука – объект». «Предмет науки есть продукт включения одной системы вещей в некоторую другую систему вещей, имеющую природу, отличную от этой первой». Неверно, что объект становится предметом науки, благодаря определенному способу познавательной деятельности. Предмет науки задается включением объекта в действительность, отличную от его собственной природы.
Модель есть только способ фиксирования предмета, который существует независимо от модели. Методология и гносеология обеспечивают не столько разведение предмета и объекта, сколько разведение модели и предмета.
3. Существенные стороны объекта («сущность») зависят от характера объективных взаимодействий с другими объектами. Научно-теоретическая картина действительности должна воспроизводить в определенной логической форме описания объективную логику предметного содержания. Научная абстракция продиктована пониманием сущности предмета. Научная абстракция подчинена сущности, а не сущность есть результат абстракции.

Заметим, что если склонность к отстаиванию первой позиции преимущественно характеризует представителей гуманитарных и социальных наук, где исследуются явления, которые производны или косвенно зависят от результатов совершенствующегося целеполагания человечества, то вторая позиция более характерна для представителей естествознания.
Думаю, что любая достаточно развитая научная область рано или поздно расстается с эклектизмом и стремится к построению монистической теории предмета… (прошу прощение за многословие)

Науменко Л.К. Монизм как принцип диалектической логики. – Алма-Ата: «Наука», 1968.
Маланов Сергей
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 10 Апрель 2012, 18:12

Re: Эклектика

Сообщение Игорь Викторович Калинин » 13 Апрель 2012, 13:14

Фундаментальная наука, стремясь вперед в своем броске,
Воздушных замков очертания располагает на песке...
Неуловимое на зыбком фундаментальности оплот...
Где край фундамента науки? И что за этим краем ждет?...
Игорь Викторович Калинин
 
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 31 Март 2012, 14:41

Re: Эклектика

Сообщение Наталья Бузыкина » 15 Апрель 2012, 21:23

У меня дома эклектика Она себя хорошо чувствует: прямоугольный стол и красный стул, диван вразвалку, мишка серый, а также кофемолка с феном... Моя эклектика организована моей вздорной волей Когда я читаю лекции по психологии мне кажется я тоже выстраиваю их эклектически: все что придет в мой вздорный ум будет сказано моим студентам Студент доволен :lol:
Наталья Бузыкина
 
Сообщения: 67
Зарегистрирован: 25 Март 2012, 22:17

Re: Эклектика

Сообщение Александр Полозов » 17 Апрель 2012, 00:32

Наука по возможности должна избегать эклектики. Но бывает так, что то что одному кажется в науке эклектикой, для другого таким не является. Чтобы снять вопрос об эклектичности научной теории, надо свести дискутируемые положения к одному основанию.
Александр Полозов
 
Сообщения: 55
Зарегистрирован: 17 Апрель 2012, 00:08

Re: Эклектика

Сообщение Сергей К. (pshlgst) » 20 Июнь 2014, 20:21

Для практики эклектика является нормой, особенно в психотерапии: существенно не то, чтобы найти единое теоретическое основание для осуществления помощи клиенту, а чтобы действительно ему помочь. Какая разница, как мы поможем клиенту: на основе представлений поведенческой терапии, гештальттерапии, психоанализа, когнитивной терапии или все это смешивая в интуитивно понимаемых дозах. Даже если я применяю психосинтез Ассанджиоли, суффийский путь или буддийские практики и есть результат, не имеет значения, чем клиент исцеляется. Вообще, важно находится в рамках имлицитной теории клиента, его менталитета, чтобы не он осваивал ваши научные концепции, а вы находили путь исцеления в рамках его представлений.
Что касается науки, научных теорий, то теории должны строится на единых основаниях. Ведь и мир в своей основе един, хотя мы и не постигли в чем именно заключается его единство.
Сергей К. (pshlgst)
 
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 25 Март 2012, 15:04
Откуда: Москва

Re: Эклектика

Сообщение Александр Полозов » 01 Июль 2014, 02:06

Вопрос об эклектике в научной теории довольно сложный, хотя мне кажется к научным теориям сохраняется методологическое требование единства, т.е. отсутствие эклектики. С другой стороны сами аксиомы, постулаты, исходные положения на которых строится теория разве это не утверждение в качестве фундамента теории чего-то разнородного. что мы почему-то свели вместе как единство.
Более точно этот вопрос ставится в таком отношении, что нельзя (якобы нельзя) смешивать основания разных методологических подходов: скажем, бихевиоризма и психоанализа, или гештальт-психологии и культурно-исторической. Но разве на самом деле это не смешивается. Вот в бихевиоризме есть соединение его с гештальт-психологией (Толмен) или с психоанализом (Миллер) и прочее.
Тогда получается надо обосновать возможность такого соединения. А ведь такое соединение возможно по сути потому, что есть натуральное единство психики, а не наше разнообразие подходов.
В отношении практики (пишет pshlgst). Хотя мы здесь все время вроде соединяем разрозненное, но личность опять же едина, она и составляет основание этого единства Значит здесь тоже нет эклектики.
Александр Полозов
 
Сообщения: 55
Зарегистрирован: 17 Апрель 2012, 00:08


Вернуться в Вопросы методологии психологии

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron