Когнитивная психология

Обсуждение различных тем, касающихся методологии психологии

Когнитивная психология

Сообщение Владимир Мезенцев » 06 Апрель 2012, 21:01

В теме “Бернштейн и Теплов” мы плавно перешли к когнитивной науке и когнитивной психологии. Хочу заострить внимание на этой теме. Это сейчас мейнстрим в психологии.
Б.М.Величковский открыл для нас когнитивную психологию как мейнстрим. Но у нас были свои когнитивные исследования. Сейчас Маша Фаликман и Катя Печенкова ведут исследования в этой области. Но все равно американцы впереди, у них все круто. Тысячи исследований по когнитивной науке, гранты, техника, результаты.

Отредактировано модератором
Владимир Мезенцев
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 02 Апрель 2012, 13:50
Откуда: Тула

Re: Когнитивная психология

Сообщение Станислав Сенющенков » 06 Апрель 2012, 21:35

Владимир, Вы в своих сообщениях часто упоминаете когнитивную психологию, но я так и не смог составить себе определенного мнения, приветствуете Вы ее распространение или иронизируете?
Аватара пользователя
Станислав Сенющенков
Редакция
 
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 06 Сентябрь 2011, 13:56

Re: Когнитивная психология

Сообщение Илья Евгеньевич Гарбер » 06 Апрель 2012, 21:47

Владимиру Мезенцеву. Утверждение о том, что когнитивная психология входит сегодня в мейнстрим мировой научной психологии (но не совпадает с ним), вроде бы, никто на форуме не оспаривает. Что Вы предлагаете обсуждать? Конкретизируйте, пожалуйста.
Илья Евгеньевич Гарбер
Редакция
 
Сообщения: 63
Зарегистрирован: 30 Март 2012, 21:00

Re: Когнитивная психология

Сообщение Владимир Мезенцев » 09 Апрель 2012, 18:41

С когнитивной наукой не поспоришь. Нравится – не нравится, она есть и сегодня заруливает всем. Хорошо это или нет я не знаю. Но знаю другое у нас в ней плохо разбираются. Наши психологи (не знаю как московские), которые читали нам психологию в универе, кроме слова когнитивные процессы ничего не знают. Но этот мейнстрим надо осваивать. Вот я и предлагаю как бы пройти здесь экспресс-курс когнитивной науки и психологии. Это все, что я хотел сказать.
Владимир Мезенцев
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 02 Апрель 2012, 13:50
Откуда: Тула

Re: Когнитивная психология

Сообщение Сергей К. (pshlgst) » 12 Апрель 2012, 12:41

“Когнитивная наука является междисциплинарной областью научных исследований сознания и его процессов. Она изучает, что такое познание, в чем оно состоит и как оно осуществляется. Она включает в себя исследования на интеллект и поведение, особенно обращает внимание на то, как информация представляется, обрабатывается и преобразуется (на таких процессах, как восприятие, язык, память, мышление и эмоции) в нервной системе (человека или животного) и машин (например, компьютеров). Когнитивная наука состоит из нескольких исследовательских дисциплин, в том числе:
когнитивной психологии,
философии (теории познания),
нейрофизиологии,
лингвистики,
искусственного интеллекта,
антропологии,
социологии,
образования”
[Thagard, Paul, Cognitive Science, The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Fall 2008 Edition), Edward N. Zalta (ed.).].
Методы исследования в когнитивной науке:
1. бихевиоральные эксперименты
2. картирование головного мозга
3. компьютерное моделирование
4 нейробиологические методы
и другие научные методы.

Список известных исследователей когнитивной науки можно посмотреть здесь:
http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_co ... scientists

Основная метафора когнитивной психологии – компьютер.
Сергей К. (pshlgst)
 
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 25 Март 2012, 15:04
Откуда: Москва

Re: Когнитивная психология

Сообщение Наталья Бузыкина » 15 Апрель 2012, 22:55

Ваша когнитивная психология лишена жизни Как только вы растаскиваете живого человека на когнитивные процессы он становится механизмом Неужели суть человека в том чтобы осуществлять познавательные процессы Может он для чего то другого существует!? :(
Наталья Бузыкина
 
Сообщения: 71
Зарегистрирован: 25 Март 2012, 22:17

Re: Когнитивная психология

Сообщение Александр Полозов » 17 Апрель 2012, 00:27

NataBuz писал(а):Ваша когнитивная психология лишена жизни Как только вы растаскиваете живого человека на когнитивные процессы он становится механизмом Неужели суть человека в том чтобы осуществлять познавательные процессы Может он для чего то другого существует!? :(


Наука бывает разной. И "когнитивная психология" - это наука. Медицина тоже сначала умерщвляла, чтобы продлевать жизнь. Физика сначала изучала простые процессы - классическая механика, чтобы сегодня изучать сложные. Ваша многомерная и интегративная психология сегодня недостаточно научна, а когнитивная наука научна. И надо обладать большой и специальной эрудицией, чтобы быть когнитивным психологом. Когнитивная психология сегодня познает отдельные психические процессы системы и пытается из них складывать процессы и системы более сложные. У нее все впереди.
Александр Полозов
 
Сообщения: 55
Зарегистрирован: 17 Апрель 2012, 00:08

Re: Когнитивная психология

Сообщение Наталья Бузыкина » 17 Апрель 2012, 01:48

Александр Полозов
Когнитивная психология сегодня познает отдельные психические процессы системы и пытается из них складывать процессы и системы более сложные.

От того что когнитивная психология познает простые и более сложные процессы никак не следует что она познает человека Я могу еще признать, что когнитивная психология познает человека с одного боку (простого) , а интегративная в его человеческой целостности И занчит, когнитивная наука это наука о простом, о чем то, что в человеке есть, о его одной малюсенькой стороне или о другой малюсенькой стороне Попробуйте их сложить чтобы получить человека, вашего гомункулуса! А интегративная психология о самом человеке, о человеке как он есть, о его человеческих качествах, а не каких-то когнитивных процессах которые хотя и есть но о человеке ничего не говорят Это как у Гессе – игра в бисер :shock:
Наталья Бузыкина
 
Сообщения: 71
Зарегистрирован: 25 Март 2012, 22:17

Re: Когнитивная психология

Сообщение Игорь Николаевич Карицкий » 17 Апрель 2012, 21:24

Поскольку дискуссия по когнитивной психологии довольно бессодержательная, то я хочу предложить дискутантам интервью с М.Фаликман с ее позволения: http://www.bg.ru/stories/10448/
Оно хоть и является популярным изложением наработок когнитивной психологии, но является вполне содержательным.

А также несколько выдержек из этого интервью:

Последние годы словечко «когнитивный» стало страшно модным. Оно встало где-то в один ряд с нанотехнологиями, буквально через запятую. Но на самом деле это понятие часто приклеивается совершенно не к тем вещам. В нашей стране еще десять лет назад его почти не употребляли (зато когда употребляли, то делали это правильнее). А сейчас когнитивистика у всех на слуху, и в ней, как и во всяком модном и перспективном направлении, появляется огромное количество всякой шелухи…

В Америке начали вкладывать средства в когнитивные исследования еще в 1980-х годах, потому что поняли, что они могут дать серьезные результаты (до нас это дошло с некоторым опозданием, как всегда). Ведь такие процессы, как восприятие, запоминание, познание, припоминание, забывание — все то, на что мы обращаем внимание и что упускаем из виду, — относятся именно к когнитивной психологии…

Таким образом, когнитивные исследования дают результаты, имеющие совершенно прикладной характер…

С чем человек может прийти к нам? Он хочет быть более сконцентрированным, развивать внимание и память, научиться определенной методологии решения сложных задач…

Другая образовавшаяся тенденция — «крен» в сторону наглядного представления данных. Раньше типичной формой получения информации было чтение текста. Еще пятьдесят лет назад логический, смысловой способ работы с информацией был основным, а сейчас доминирует уже образный, визуальный…

Примерно та же история, как ни странно, с ЕГЭ. На эти грабли уже наступила Америка, начиная с 1950–60-х годов, когда в образование проникли идеи психологии поведения, или бихевиоризма, в результате чего школьное и даже университетское обучение стало выстраиваться по схеме «cтимул – реакция» (где стимул — вопрос, а реакция — ответ). Обучение, конечной целью которого оказывается успешное прохождение теста, превращается в дрессировку. И в связи с ЕГЭ этот риск увеличивается…

…образы и истории, которые возникают в нашем сознании, — это не буквальное воспроизведение объективной реальности, а ее реконструкция…

…осторожно следует относиться к так называемой «генетической памяти». Сразу скажу, что ее существование никем не доказано. Мне кажется, это вещь несколько придуманная, на деле замещающая культурно-историческую память…
Игорь Николаевич Карицкий
Редакция
 
Сообщения: 41
Зарегистрирован: 20 Март 2012, 14:42

Re: Когнитивная психология

Сообщение Илья Евгеньевич Гарбер » 17 Апрель 2012, 21:54

Согласен с Игорем Николаевичем, что дискуссия по когнитивной психологии бессодержательна, но и интервью уважаемой М.Фаликман, которое ранее читал с ее комментариями в Facebook - нечто вроде ликбеза. На русском языке есть фундаментальные переводные учебники по когнитивной психологии. Для поклонников отечественных авторов, присутствующих на форуме, есть двухтомник Б. Величковского. Информации по когнитивной психологии не то, что много - ее очень много. Нравится кому-нибудь когнитивная психология или нет - дело вкуса. Как говорится, не нравится - и не занимайся ею. Проблема, как писал ранее, в том, что, на мой взгляд, отсутствуют вопросы для обсуждения. На соседней ветке форума, где начали обсуждать интроспекцию, все началось с точно поставленных вопросов. Также было и с провокационным вопросом об "устаревших" Бернштейне и Теплове. Итак, что же предлагается обсуждать конкретно?
Илья Евгеньевич Гарбер
Редакция
 
Сообщения: 63
Зарегистрирован: 30 Март 2012, 21:00

Re: Когнитивная психология

Сообщение Илья Евгеньевич Гарбер » 17 Апрель 2012, 22:04

Перечитал материалы обсуждения и, в частности, пост Владимира Мезенцева. Нашел в нем ответ на свой вопрос. У меня в библиотеке есть несколько хороших начальных учебников по когнитивной психологии, но для экспресс-курса рекомендую Солсо. Его книга немного устарела, но для начального знакомства подходит. По-моему, она выложена в Интернете.

Владимир Мезенцев писал(а):С когнитивной наукой не поспоришь. Нравится – не нравится, она есть и сегодня заруливает всем. Хорошо это или нет я не знаю. Но знаю другое у нас в ней плохо разбираются. Наши психологи (не знаю как московские), которые читали нам психологию в универе, кроме слова когнитивные процессы ничего не знают. Но этот мейнстрим надо осваивать. Вот я и предлагаю как бы пройти здесь экспресс-курс когнитивной науки и психологии. Это все, что я хотел сказать.
Илья Евгеньевич Гарбер
Редакция
 
Сообщения: 63
Зарегистрирован: 30 Март 2012, 21:00

Re: Когнитивная психология

Сообщение Маланов Сергей » 19 Апрель 2012, 10:35

Учитывая то, что достижения когнитивной психологии достаточно очевидны (или не очевидны?), полезно не забывать о серьезной теоретической ограниченности этого направления исследований:
1. Что такое психика? (Предмет изучения психологии). В когнитивной психологии психика рассматривается как механизмы избирательной селекции с помощью органов чувств, последующей обработки, преобразования, хранения и воспроизведения информации, а также влияние таких механизмов на поведение, эмоционально-ценностные и мотивационные отношения субъекта. Психические явления выступают как множество этапов, уровней и механизмов обработки информации нервной системой и мозгом (в нервной системе и мозге).
2. Какова возможная связь психического образа с анатомическими структурами и физиологическими функциями организма? (Психофизиологическая проблема). Когнитивная психология склоняется к давно сложившейся традиции теоретической локализации психических функций и психического образа внутри субъекта: после доставки сенсорных данных в мозг, «мозг порождает психический образ». Психический образ формируется мозгом и в мозге как результат сложных информационных процессов.
3. Чем характеризуется основной метод исследования психических явлений? При использовании информационного подхода в когнитивной психологии теоретически конструируются возможные модели обработки и организации информации, выступающие аналогиями, которые соотносятся с особенностями поведения животных, с особенностями решения различных задач человеком, с возможностями накапливать, воспроизводить и использовать для решения новых задач фрагменты жизненного опыта и т.д. Метод моделирования подчиняет все другие методы исследования психических функций. В результате подменяется предмет исследования. Вместо исследования психических функций анализируется степень соответствия между моделями-аналогиями, с одной стороны, и регистрируемыми поведенческими возможностям животных и человека, результатами практических и умственных действий человека, а также нейрофизиологическим процессам в ЦНС – с другой.
В результате принятия таких теоретических позиций актуализируется множество проблем:
1. Проблема определения и интерпретации психических явлений как механизмов обработки информации (психика = информация и механизмы переработки информации?). Мозгом и в мозге порождается психический образ (феномен)?
2. Проблема онтологического статуса информации. Информационный подход это способ логико-математического описания и моделирования самых разных явлений окружающего мира. В основе лежит процедура выделения «единиц-сигналов» и способов их организации, с помощью которых осуществляется детерминация структурных и функциональных преобразований в изучаемых явлениях. При отсутствии критериев, в соответствие с которыми производится выделение, регистрация и измерение информационных единиц, а также детерминируемых ими структурных или функциональных преобразований явлений, информационный подход остается формальной аналогией, не связанной с онтологией (бытием) изучаемых явлений.
3. Проблема активности и телеологизма. Любая информационная модель психических явлений предполагает скрытый или явный телеологизм. Телеологизм проявляется в двух формах: а) как информационное описание причинно-следственных отношений в объектах (например, в технических устройствах), использование которых позволяет получить предполагаемый, заложенный в техническое устройство самим исследователем результат в соответствие с поставленной целью; б) как информационное описание процессов целеполагания и подчинения таким целям различных функций у живых организмов.
4. Проблема субъектности: мыслит субъект с помощью функций мозга или мыслит мозг, организуя субъекта? («гомункулус в мозге» и т.п.)
Этот список проблем может быть продолжен…
Маланов Сергей
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 10 Апрель 2012, 18:12


Вернуться в Вопросы методологии психологии

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron