Гоклениус Р.
ΨΥΧΟΛΟΓΙΑ: то есть о совершенстве человека, о духе и, в первую очередь, о возникновении его
в рассуждениях и спорах некоторых богословов и философов нашего века…
Страница статьи | PDF
Рудольф Гоклениус, профессор логики РІ Марбурге, РІ 1590 РіРѕРґСѓ выпустил РІ свет СЃР±РѕСЂРЅРёРє небольших трактатов РїРѕРґ общим названием: В«ОЁОҐО§ОџО›ОџО“О™О‘: то есть Рѕ совершенстве человека, Рѕ РґСѓС…Рµ Рё, РІ первую очередь, Рѕ возникновении его…». Публиковавшиеся РІ этом издании богословы Рё философы были РІ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј современниками Гоклениуса, некоторые РёР· РЅРёС… – его коллегами Рё даже близкими РґСЂСѓР·СЊСЏРјРё. Написанная дюжиной авторов РєРЅРёРіР° РЅРµ выглядит нагромождением текстов, каким‑то теологическим РїРѕРїСѓСЂСЂРё, напротив, общий метод схоластического рассуждения Рё РѕРґРЅР° Рё та же проблема, рассматриваемая каждым РёР· ученых, часто использующих сходные РґРѕРІРѕРґС‹, обеспечивая аналитическую строгость, равно как Рё единство РїРѕРґС…РѕРґР°, делают эту оригинальную вещь связным целым. Выпущенная РІ самом конце СЌРїРѕС…Рё Возрождения РІ протестантской Германии незадолго РґРѕ Тридцатилетней РІРѕР№РЅС‹, ОЁОҐО§ОџО›ОџО“О™О‘ сочетает рассуждение РѕС‚ противного Рё перипатетическую онтологию Средневековья СЃ пышной риторикой раннего Барокко; ее сложная полифоническая структура может напомнить нам материалы современной конференции. Р’ своем напыщенном введении, которое, следуя обычаю времени, принимает форму РїРёСЃСЊРјР° важному лицу, Гоклениус, как Р±С‹ живущий РІ более терпимом РјРёСЂРµ, стремится стать над схваткой как номиналистов Рё реалистов, так Рё протестантов Рё католиков. Р—Р° его посвятительным РїРёСЃСЊРјРѕРј следуют стихотворения, служащие эпиграфами Рє РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРјСѓ тексту. Сочиненные специально РїРѕ случаю РґСЂСѓРіРѕРј, РѕРЅРё прославляют педагогические достоинства РєРЅРёРіРё Рё призывают юношество изучать Гоклениуса. Ртак, Гоклениус считает, что «созерцание РїСЂРёСЂРѕРґС‹ духа» может вывести Рє познанию архетипов, С‚.Рµ. первоформ, непосредственно РёР· божественного источника. Ярчайший свет, РІ котором выставлены архетипы, отсылает нас Рє знаменитой аллегории пещеры РёР· «Государства» Платона (Resp VII, 514a–521b). Весь пассаж РїСЂРѕРЅРёРєРЅСѓС‚ платонизмом: Бог как ректор небесной Академии, верховный просветитель, Рё / или Бог как работник (демиург) РІ мастерской РјРёСЂР°?