About
Issues
Our authors 
Contact us
Forum
 
Voiskounsky, A.E., Avetisova, A.A. (2009). Traditional and modern studies of video gaming behavior

Download full text in PDF (in Russian)

Journal
Methodology and History of Psychology. 2009. Volume 4. Issue 4
Section
Development of Ideas of O.K. Tikhomirov in Contemporary Studies of Disciples of his School
Pages
82-94
Type
Scientific article
Title
Traditional and modern studies of video gaming behavior
Authors
Voiskounsky, Aleksandr Evgenievich
Avetisova, Anastasia Aleksandrovna
Abstract
In the article, studies of gaming behavior, carried out in different years in the school of O.K. Tikhomirov, are discussed in the historical and present-day contexts. Particularly the study of gaming behavior performed with the use of computer games are described in details. Such researches started in the mid-1980s. Also new scientific data are presented: recently formed factorial study of implicit knowledge available to computer players – gamers. It was assumed that the players know common objections of gaming and at the same time they can have their own views on this subject. The hypothesis was confirmed: in the study of 395 gamers complicated system of ideas on this subject, widespread among gamers, has been discovered. It includes both the knowledge of the negative consequences of gaming as well as a number of other factors (cognitive, emotional, etc.), which appears to outweigh the knowledge about the negative effects of computer games for gamers.
Keywords
  • psychology of computerization
  • game
  • school of O.K. Tikhomirov
  • gamer
  • computer game
  • implicit knowledge
References
  • Аветисова А.А., Войскунский А.Е. Игровая деятельность посредством компьютерных технологий: основные направления исследования // Вопросы информатизации образования. 2006. Вып. 4. [http://www.npstoik.ru/vio/inside.php?ind=articles&article_key=107]
  • Азарян А.Г. Регуляционное влияние прошлого опыта субъекта на его творческую деятельность: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1989.
  • Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Специфика психологических методов в условиях использования компьютера. М., 1995.
  • Бабанин Л.Н. Компьютерная методика исследования совместной деятельности // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 6. C. 96-102.
  • Бабанин Л.Н, Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет в психологическом исследовании // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2003. № 3. С. 79-96.
  • Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Психологические исследования, опосредствованные применением Интернета // Эксперимент и квазиэксперимент в психологии / Под ред. Т.В. Корниловой. СПб., 2004. С. 214-233.
  • Бек Дж., Уэйд М. Доигрались! Как поколение геймеров навсегда меняет бизнес-среду. М., 2006.
  • Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр // Вопросы психологии. 1993. № 3. С. 62-69.
  • Бредихина М.В. Педагогическая профилактика игровых зависимостей у подростков в общеобразовательном учреждении: автореф. дис. канд. пед. наук. Н. Новгород, 2007.
  • Васильев И.А. Стратегическое мышление в сложных областях реальности // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 1. М., 2002. С. 102-118.
  • Васильев И.А., Митина О.В., Кобанов В.В. Влияние различных типов мотивации и самоуправления личности на продуктивность мыслительной деятельности // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 4. С. 38-49.
  • Виноградов Ю.Е. Эмоциональная активация в структуре мыслительной деятельности // Психологические исследования творческой деятельности / Под ред. О.К. Тихомирова. М., 1975. С. 50-87.
  • Войскунский А.Е. Групповая игровая деятельность в Интернете // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 1. С. 126-132.
  • Войскунский А.Е. От психологии компьютеризации к психологии Интернета // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2008. № 2. С. 140-153.
  • Войскунский А.Е., Аветисова А.А. О психологической диагностике игровых и образовательных интернет-ресурсов (на материале ресурсов для дошкольников) // Общественные трансформации и киберпространство: междисциплинарные исследования. Сборник научных статей / Под ред. Н.В. Борисова, А.В. Чугунова. СПб., 2009. С. 132-151.
  • Войскунский А.Е., Митина О.В., Аветисова А.А. Общение и "опыт потока" в групповых ролевых интернет-играх // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 5. С. 47-63.
  • Войскунский А.Е., Митина О.В., Аветисова А.А. Феномен переживания опыта потока в групповых ролевых играх, опосредствованных Интернетом (на материале деятельности французских игроков) // Когнитивные исследования / Отв. ред. В.Д. Соловьев. М., 2006. С. 207-224.
  • Горвиц Ю.М. Развивающие игровые программы для дошкольников // Информатика и образование. 1990. № 4. С. 100-106.
  • Губанов А.В. Виды преобразований интеллектуальной деятельности в условиях диалога с компьютером: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1990.
  • Демильханова А.М. Влияние виртуальной реальности на образ Я (на примере ролевых компьютерных игр): автореф. дис. канд. психол. наук. Ярославль, 2009.
  • Евстигнеева Ю.М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2003.
  • Иванов М.С. Особенности самореализации личности в компьютерной игровой деятельности: автореф. дис. канд. психол. наук. Кемерово, 2005.
  • Исайкина М.А. Компьютерные игры как средство формирования иноязычной речевой деятельности младших школьников: автореф. дис. канд. пед. наук. Саратов, 2004.
  • Колотилова И.В. Индивидуально-психологические характеристики подростков, увлеченных ролевыми компьютерными играми: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2009.
  • Корнилова Т.В., Белавина И.Г. Использование "советов" ЭВМ при решении мыслительных задач // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1978. № 3. С. 52-62.
  • Корнилова Т.В., Тихомиров О.К. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М., 1990.
  • Крогиус Н.В. К психологии конфликтной деятельности // "Искусственный интеллект" и психология / Под ред. О.К. Тихомирова. М., 1976. С. 270-298.
  • Литвиненко О.В. Психологические детерминанты компьютерной игровой зависимости и особенности ее психопрофилактики: автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 2008.
  • Лысенко Е.Е. Игра с ЭВМ как вид творческой деятельности: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1988.
  • Мурахвери В. Шахматы на службе психологии // "64" (Еженедельное приложение к газете "Советский спорт"). 1976. № 7 (398).
  • Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. М., 1997.
  • Рыженко С.К. Психологическое воздействие на игровую компьютерную зависимость младших подростков: автореф. дис. канд. психол. наук. Краснодар, 2009.
  • Телегина Э.Д. Виды и функции гипотез в структуре мыслительной деятельности // Психологические исследования творческой деятельности / Под ред. О.К. Тихомирова. М., 1975. С. 23-49.
  • Терехов В.А., Васильев И.А. К анализу процессов целеобразования // Психологические исследования творческой деятельности / Под ред. О.К. Тихомирова. М., 1975. С. 100-142.
  • Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969.
  • Тихомиров О.К., Белавина И.Г. Интеллектуальная деятельность в условиях "диалога" с ЭВМ // Психологические механизмы целеобразования / Под ред. О.К. Тихомирова. М., 1979. С. 11-45.
  • Тихомиров О.К., Лысенко Е.Е. Психология компьютерной игры // Новые методы и средства обучения. Вып. 1. М., 1988. С. 30-66.
  • Тихомиров О.К., Райков В.Л., Березанская Н.Б. Об одном подходе к исследованию мышления как деятельности личности // Психологические исследования творческой деятельности / Под ред. О.К. Тихомирова. М., 1975. С. 143-204.
  • Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1991. № 3. С. 27-39.
  • Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 1. С. 86-102.
  • Шмелев А.Г. Мир поправимых ошибок // Компьютерные игры. Обучение и психологическая разгрузка. 1988. Вып. 3. С. 27-39.
  • Шувалова Н.Ю., Войскунский А.Е., Гусев А.Н., Батенова Ю.В., Полутина Н.С. К вопросу о развитии познавательной активности у старших дошкольников в процессе компьютерной игры // Психология и школа. 2008. № 1. С. 60-64.
  • Voiskounsky A.E., Mitina O.V., Avetisova A.A. Communicative Patterns and Flow Experience of MUD Players // International Journal of Advanced Media and Communication. 2005. Vol. 1. N 1. P. 5-25.
  • Voiskounsky A.E., Mitina O.V., Avetisova A.A. Gamers’ Implicit Knowledge on the Psychological Influencе of Game-Playing // Lecture Notes in Computer Science. 2009. Issue 5621. P. 632-640.
To cite this article
Voiskounsky, A.E., Avetisova, A.A. (2009). Traditional and modern studies of video gaming behavior. Methodology and History of Psychology, 4(4), 82-94.

| Версия для печати |
© 2018 Methodology and History of Psychology