Methodology and History of Psychology
Bogdanchikov, S.A. (2008). Through time: school of G.I. Chelpanov in its development, main traits and historical meaning
Download full text in PDF (in Russian)

Journal
Methodology and History of Psychology. 2008. Volume 3. Issue 2
Section
History of Russian Psychology
Pages
33-50
Type
Scientific article
Title
Through time: school of G.I. Chelpanov in its development, main traits and historical meaning
Authors
Abstract
The paper attempts a first approximation to a complete description of the school of G.I. Chelpanov. For this purpose, three periods are identified in the school's development – initial (1897–1912), main (1912–1923), and final (1924–1931). For each of those the main features of the functioning of the school, the most important events and achievements are described. The author puts forward and proves the thesis about the importance of school of G.I. Chelpanov in the history of Russian psychology not only as a scientific and educational, but also research and development center. It is concluded that the diversified activities of G.I. Chelpanov as the organizer and leader of one of the largest schools in the history of Russian psychology even now can serve as a model in the search for the ways and means to ensure further progress of Russian psychology.
Keywords
  • history of psychology in Russia
  • school of G.I. Chelpanov (in psychology)
  • Soviet psychology
  • scientific school (school in science)
References
  • Антология феноменологической философии в России. Т. I / Сост., общ. ред., предисловие и комментарии И.М. Чубарова. М., 1997.
  • Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М., 1990.
  • Блонский П.П. Память и мышление. М.-Л., 1935.
  • Блонский П.П. Мои воспоминания. М., 1971.
  • Богданчиков С.А. История проблемы "психология и марксизм" (Дискуссия между К.Н. Корниловым и Г.И. Челпановым в отечественной психологии 20-х гг.): Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1993.
  • Богданчиков С.А. Неизвестный Г.И. Челпанов // Вопросы психологии. 1994. № 1. С. 27-35.
  • Богданчиков С.А. Почему был уволен Г.И. Челпанов? (Историография одного факта) // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 85-96.
  • Богданчиков С.А. Дискуссия между К.Н. Корниловым и Г.И. Челпановым в 1923-1927 гг.: схема и факты // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 6. С. 123-131.
  • Богданчиков С.А. Научно-организационная деятельность Г.И. Челпанова // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 126-135.
  • Богданчиков С.А. Происхождение марксистской психологии. Дискуссия между К.Н. Корниловым и Г.И. Челпановым в отечественной психологии 20-х гг. Саратов, 2000.
  • Богданчиков С.А. К характеристике отечественной общей психологии 1920-х гг. // Материалы Пятнадцатых Страховских чтений. Труды психологической лаборатории: Сборник научных трудов / Под ред. В.И. Страхова. Саратов, 2006. С. 46-58.
  • Богданчиков С.А. Основные направления и течения в отечественной психологии 1920-х гг. // Методология и история психологии. 2006. Т. 1. Вып. 2. С. 21-30.
  • Богданчиков С.А. Отечественная идеалистическая психология 1920-х гг. // Вопросы психологии. 2007. № 2. С. 152-160.
  • Богданчиков С.А. От Л.С. Выготского к Г.И. Челпанову и обратно // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 2. С. 68-78.
  • Богданчиков С.А. Советская психология накануне 1936 года // Вопросы психологии. 2008. № 1. С. 156-164.
  • Введенский А.И. Психология без всякой метафизики. Изд. 1917 г.
  • Георгию Ивановичу Челпанову от участников его семинариев в Киеве и Москве 1891-1916. Статьи по философии и психологии. М., 1916.
  • Гордон Г.О. Из воспоминаний о Г.И. Челпанове // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 84-96.
  • Густав Густавович Шпет. Архивные материалы. Воспоминания. Статьи / Под ред. Т.Д. Марцинковской. М., 2000.
  • Давыдов В.В., Зинченко В.П. Теоретические основы научной школы Выготского-Леонтьева-Лурия // Психология. Минск, 1990. № 10. С. 3-15.
  • Дубровина Л.А. Г.И. Челпанов и его вклад в психологическую науку: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1995.
  • Ждан А.Н., Марцинковская Т.Д. Московская психологическая школа: традиции и современность // Вопросы психологии. 2000. № 3. С. 117-127.
  • Зеньковский В.В. История русской философии: в 2-х тт. Л., 1991.
  • Зинченко В.П. Последнее интервью А.Н. Леонтьева // Наука в СССР. 1989. № 5. С. 85-90.
  • К 100-летию со дня рождения П.И. Зинченко // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 2. С. 128-129.
  • Итоги дискуссии по реактологической психологии (Резолюция общего собрания ячейки ВКП(б) Государственного института психологии, педологии и психотехники от 6.06.1931 г.) // Психология. 1931. Т. IV. Вып. 1. С. 1-12.
  • Кингсбери Д. Психоисторический кризис: фантастический роман. М., 2005.
  • Корнилов К.Н. Воззрения современных механистов на закон сохранения энергии и психику // Психология. 1929. Т. 2. Вып. 1. С. 3-15.
  • Кравков С.В. Самонаблюдение. М., 1922.
  • Кравков С.В. Внушение (психология и педагогика внушения). М., 1924.
  • Кравков С.В. Очерк психологии. М., 1925.
  • Ладенко И.С. Становление и развитие идей генетической логики // Вопросы методологии. 1991. № 3. С. 7-12.
  • Лакатос И. Методология исследовательских программ. М., 2003.
  • Лебедев С.А. Философия науки: словарь основных терминов. М., 2006.
  • Левитин К.Е. Личностью не рождаются. М., 1990.
  • Лосский Н.О. История русской философии. М., 1994.
  • Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. Неизвестные страницы творчества Г.И. Челпанова // Вопросы психологии. 1999. № 3. С. 99-106.
  • Общий Устав Императорских Российских Университетов // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1884. № 9. С. 27-61.
  • Окунь М. Механистические комментарии к диалектической критике // Под знаменем марксизма. 1928. № 7-8. С. 48-63.
  • Окунь М. О духе марксизма и о букве его // Вестник Коммунистической Академии. 1928. № 26 (2). С. 113-124.
  • Оников В.И. Критический анализ философии Г.И. Челпанова: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1983.
  • Первая этнопсихологическая лаборатория в России: Г. Шпет, В. Поржезинский, Г. Челпанов. Докладная записка об учреждении кабинета этнической и социальной психологии (1 февраля 1920 г.) // Вопросы психологии. 1990. № 4. С. 159-160.
  • Письма к Густаву Шпету Г.И. Челпанова, Л.И. Шестова, Б.В. Яковенко, Р.О. Якобсона и др. / Публикация, предисловие и комментарии И. Чубарова // Логос. 1992. № 3. С. 243-263.
  • Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М., 1985.
  • Проблема научной школы в психологии [редакционная статья] // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 4. С. 3-4.
  • Протокол заседания Совета Императорского Университета св. Владимира. 27 марта 1898 г. // Университетские Известия. 1899. № 6. С. 1-14.
  • Психологические исследования / Под ред. Г.И. Челпанова // Ученые записки Императорского Московского университета. Отдел историко-филологический. Выпуск 43-й. М., 1914. С. 1-327. (Труды Психологического Института имени Л.Г. Щукиной при Императорском Московском Университете. Том 1. Вып. 1-2).
  • Психология: словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского; сост. Л.А. Карпенко. М., 1990.
  • Радзиховский Л.А. Г.И. Челпанов – организатор Психологического института // Вопросы психологии. 1982. № 5. С. 47-60.
  • Роменец В.А., Маноха И.П., Бреусенко А.А. Г.И. Челпанов: период профессорства в университете св. Владимира (г. Киев). 1892-1907 гг. К., 2000.
  • Самсонов Н.В. Рецензия на книгу: Статьи по философии и психологии. Юбилейный сборник Г.И. Челпанову от участников его семинариев в Киеве и Москве (1891-1916). М., 1916 // Психологическое обозрение. Т. 1. № 3-4. М., 1917. С. 577-583.
  • Сироткина И.Е. От реакции к живому движению: Н.А. Бернштейн в Психологическом институте двадцатых годов // Вопросы психологии. 1994. № 4. С. 16-27.
  • Степанов И. Диалектический материализм и деборинская школа. М.-Л., 1928.
  • Тахо-Годи А.А. Лосев. М., 1997.
  • Трубецкой С.Е. Минувшее. М., 1991.
  • Ульрих В. Вчера и сегодня проф. Г.И. Челпанова // Ленинградская правда. 1928. № 231. 4 октября. С. 3.
  • Ульрих В. Проф. Г.Г. Шпет (выборы новых академиков) // Ленинградская правда. 1928. № 242. 17 октября. С. 3.
  • Умрихин В.В. "Идеогенез" и "социогенез" науки в творчестве Г.И. Челпанова // Вопросы психологии. 1994. № 1. С. 17-26.
  • Умрихин В.В. "Храм психологической науки" в драмах российской истории // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 6. С. 3-15.
  • Умрихин В.В. Историко-методологические проблемы анализа научных школ в психологии // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. Вып. 4. С. 5-14.
  • Умрихин В.В. Г.И. Челпанов и его школа // Психология в Московском университете: 1755-2005 / Научн. ред. А.Н. Ждан. М., 2007. С. 97-114.
  • Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия / Отв. ред.-сост. Л.А. Микешина. М., 2005.
  • Франкфурт Ю.В. Механистический "дух" ревизует психологические взгляды основоположников марксизма // Вестник Коммунистической Академии. 1928. № 26 (2). С. 125-139.
  • Челпанов Г.И. О положении психологии в русских университетах // Вопросы философии и психологии. 1912. Октябрь.
  • Челпанов Г.И. Отчет о деятельности Психологической Семинарии при Университете св. Владимира за 1897-1902 годы // Труды Психологической Семинарии при Университете св. Владимира. Философские исследования, обозрения и проч. 1904. Т. 1. Вып. 1. С. 1-11.
  • Челпанов Г.И. Отчет о деятельности Психологической семинарии при Университете св. Владимира за 1902-1906 годы // Университетские Известия. 1907. № 3. С. 1-11.
  • Челпанов Г.И. Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности: в 2-х ч. Киев, 1896-1904. Ч. I. Представление пространства с точки зрения психологии. Киев, 1896; Ч. II. Представление пространства с точки зрения гносеологии. Киев, 1904.
  • Челпанов Г.И. Сборник статей (Психология и школа). М., 1912.
  • (Челпанов Г.И.) Отчет о деятельности Психологического Семинария при Московском Университете за 1907-1913 годы // Ученые записки Императорского Московского университета. Отдел Историко-филологический. Вып. 43. Труды Психологического института им. Л.Г. Щукиной при Императорском Московском университете. Психологические исследования / Под ред. Г.И. Челпанова. Т. 1. Вып. 1-2. М., 1914. С. 299-327.
  • Челпанов Г.И. Психологический институт при Московском университете // Ученые записки Императорского Московского университета. Отдел Историко-филологический. Вып. 43. Труды Психологического института им. Л.Г. Щукиной при Императорском Московском университете. Психологические исследования / Под ред. Г.И. Челпанова. Т. 1. Вып. 1-2. М., 1914. С. 273-298.
  • Челпанов Г.И. Об аналитическом методе в психологии // Психологическое обозрение. 1917. Т. 1. № 1. С. 3-17; 1917. Т. 1. № 3-4. С. 451-468.
  • Челпанов Г.И. Введение в экспериментальную психологию. М., 1924.
  • Челпанов Г.И. Психология и марксизм. М., 1924.
  • Челпанов Г.И. Биологическая точка зрения в психологии // Неврология, невропатология, психология, психиатрия: Сборник, посвященный 40-летию научной, врачебной и педагогической деятельности проф. Г.И. Россолимо. 1884-1924. М., 1925. С. 207-217.
  • Челпанов Г.И. Объективная психология в России и Америке (Рефлексология и психология поведения). М., 1925.
  • Челпанов Г.И. Психология и марксизм. 2-е изд. М., 1925.
  • Челпанов Г.И. Очерки психологии. М.-Л., 1926.
  • Челпанов Г.И. Психология или рефлексология? (Спорные вопросы психологии). М., 1926.
  • Челпанов Г.И. Социальная психология или "условные рефлексы"? М.-Л., 1926.
  • Челпанов Г.И. Спинозизм и материализм. Итоги полемики о марксизме в психологии. М., 1927.
  • Челпанов Г.И. Психология. Философия. Образование. М.-Воронеж, 1999.
  • Школы в науке / Под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, Г. Кребера, Г. Штейнера. М., 1977.
  • Эфрусси П.О. Успехи психологии в России. Пг., 1925.
  • Ярошевский М.Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке / Под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, Г. Кребера, Г. Штейнера. М., 1977. С. 7-97.
  • Ярошевский М.Г. Две научные школы в отчем доме психологов России // Вопросы психологии. 1999. № 3. С. 8-12.
To cite this article
Bogdanchikov, S.A. (2008). Through time: school of G.I. Chelpanov in its development, main traits and historical meaning. Methodology and History of Psychology, 3(2), 33-50.